Обзор важных для органов местного
самоуправления изменений законодательства.

Материал подготовлен с использованием правовой системы «КонсультантПлюс»
Федеральное законодательство и законопроекты
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в РФ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В частности, предусматриваются виды мероприятий, которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся.

Введен прямой запрет на установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц в соответствии с КоАП РФ, законами субъектов РФ об административной ответственности.

Контрольно-надзорный орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из категорий (выделено 6 категорий риска - от чрезвычайно высокого до низкого).
Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
С 1 января 2021 года заработает Закон о «народном» бюджетировании.

Подписан закон, создающий правовые основы применения института инициативного (или «народного») бюджетирования.

В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект.

С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта (инициаторы проекта). Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

К инициативному проекту закон предъявляет ряд требований, в том числе он должен содержать описание проблемы, описание ожидаемого результата, предварительный расчет необходимых расходов на его реализацию, сроки реализации, а также сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц.

В случае, если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, местная администрация организует проведение конкурсного отбора.

Инициаторы проекта, другие граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, уполномоченные сходом, собранием или конференцией граждан, а также иные лица, определяемые законодательством, вправе осуществлять общественный контроль за реализацией инициативного проекта.

Рекомендации для органов местного самоуправления:

Данный федеральный закон потребует принятия муниципальных правовых актов, в частности:

а) решения представительного органа муниципального образования об утверждении порядка определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты;

б) решения представительного органа муниципального образования об утверждении порядка формирования и деятельности коллегиального органа (комиссии) по проведению конкурсного отбора инициативных проектов;

в) решения представительного органа муниципального образования об утверждении порядка расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет;

г) решения представительного органа муниципального образования об утверждении порядка выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора;

д) решения представительного органа муниципального образования об утверждении порядка назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов.
Федеральный закон от 20.07.2020 № 241-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Внесенными изменениями нормы Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведены в соответствие с Федеральным законом «О полиции» в части наделения органов местного самоуправления правом по обеспечению жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел РФ, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, не имеющих жилого помещения по месту прохождения службы, на период замещения должности, связанной с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг
в социальной сфере»
Закон регулирует отношения, свя­занные с формированием и исполне­нием государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физлицам за счет субсидий в отраслях социальной сферы.

К таким отраслям закон относит образование, здравоохранение, социальную защиту, занятость населения, физическую культуру, спорт и туризм.

Законом установлены права и обязанности участников таких отношений, определены способы отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, предусмотрен порядок осуществления контроля за соблюдением установленных законом требований.

Закон направлен на создание равных условий для государственных и негосударственных организаций, участвующих в оказании госуслуг в социальной сфере, устраняя неравенство в сфере финансирования такой деятельности.
Разработаны методические рекомендации «МР 2.1.4.0176-20 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020)
Рекомендации предназначены для органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, отдельных объектов таких систем, включая забор, очистку и распределение воды абонентам при работе системы централизованного холодного водоснабжения в штатном режиме.

Задачами мониторинга являются:

- оценка состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области обеспечения качественной питьевой водой;

- формирование баз данных по качеству питьевой воды для оценки состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспеченности качественной питьевой водой из систем централизованного холодного водоснабжения, установления причинно-следственных связей между качеством воды и показателями здоровья населения, разработки мероприятий, включая проведение проверок и расследований, и управленческих решений;

- информирование населения, органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о качестве питьевой воды.

Результаты мониторинга качества питьевой воды используют для оценки эффективности существующей схемы водоподготовки, выбора эффективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием «Справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учетом оценки риска здоровью населения, эффективности мероприятий по повышению качества питьевой воды».
Региональное законодательство и законопроекты
Закон Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4046 «О внесении изменений в статью 2 Закона края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае»(подписан Губернатором Красноярского края 22.07.2020)
Уточнено, что депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, который устанавливается уставом муниципального образования и составляет в совокупности не менее двух и не более шести рабочих дней в месяц.

Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, производится по заявлению депутата. Установлено, что уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета может гарантироваться компенсация в связи с освобождением его от производственных и служебных обязанностей в размере, установленном уставом муниципального образования.
Закон Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4040
«О внесении изменений в Закон края «О порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля и регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления»
(подписан Губернатором Красноярского края 22.07.2020)
Определен срок разработки административного регламента – 15 дней со дня включения соответствующего вида муниципального контроля в перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление. Внесены изменения в порядок проведения независимой экспертизы регламента. Уточнены перечни требований к разделу регламента, устанавливающему общие положения, и разделу, устанавливающему порядок осуществления муниципального контроля (регионального контроля), а также к разделу, устанавливающему состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме.
Закон Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4052 «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (подписан Губернатором Красноярского края 22.07.2020)
Из полномочий Правительства Красноярского края в области использования и охраны земель исключены создание специальной постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, рассмотрение и утверждение проектов рекультивации земельных участков, находящихся в государственной собственности Красноярского края.

К полномочиям органов исполнительной власти края по использованию и охране земель в Красноярском крае отнесены разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель, которые находятся в государственной собственности и право предоставления которых принадлежит исполнительному органу государственной власти края, в отношении земель и земельных участков, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, земель и земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством, а также согласование проекта рекультивации и консервации земель в случае проведения рекультивации, консервации земель и земельных участков, которые находятся в государственной собственности и право на предоставление которых принадлежит исполнительному органу государственной власти края.
Постановление Правительства Красноярского края от 08.09.2020 № 611-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 502-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения»
Увеличен общий объем финансирования, выделяемый на осуществление мероприятий по содействию занятости населения в 2020 году, с 2367166,6 тыс. рублей до 3563873,5 тыс. руб. Определено текущее состояние рынка труда Красноярского края в связи с распространением коронавирусной инфекции.

В 2020 году увеличен объем финансирования мероприятий подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» с 2233725,2 тыс. рублей до 3430432,1 тыс. руб. Уточнен механизм реализации данной подпрограммы, а также перечень мероприятий, выполняемых в ее рамках.