МД №46 — Сентябрь 2021

Образование
Национальные проекты: в фокусе муниципалитетов
Словосочетание «национальные проекты» прочно вошло в нашу жизнь, однако не все до конца понимают, с какой целью началось их внедрение и каков механизм реализации.

Обратимся к истории вопроса. Национальные проекты впервые появились в российской практике в 2005 году. Особое внимание уделялось таким ключевым областям, как здравоохранение, образование, жильё.

В 2018 году Правительством были определены национальные цели развития Российской Федерации до 2024 года. В 2020 году для каждой из национальных идей были установлены целевые показатели, характеризующие их достижение к 2030 году.
В настоящее время реализуется 13 национальных проектов, которые направлены на сохранение здоровья и благополучия населения, на создание комфортной и безопасной среды для жизни, условий для самореализации и развития талантов.

Национальный проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации и включают в себя несколько федеральных проектов. В свою очередь, каждый федеральный проект включает региональную составляющую часть — региональный проект, в который обязательно включается муниципальный компонент.

Ошибочно полагать, что реализация национальной идеи прерогатива исключительно федерального центра. Участие муниципальных образований в региональных проектах может осуществляться путем внесения предложений органами местного самоуправления в региональный проект, реализации на территории муниципального образования мероприятий — составляющих федеральных и региональных проектов. Также может реализовываться собственная муниципальная программа, содержащая мероприятия, не предусмотренные федеральными или региональными проектами, но способствующая достижению национальных целей.

Для реализации национальных проектов в муниципальном образовании необходимо обеспечить правовое регулирование этого процесса. В первую очередь необходимо внести изменения в документы стратегического планирования, определяющие развитие территории на долгосрочный период.

Успешность реализации национальных проектов во многом определяется тем, как их воспринимает население. Жители могут участвовать как в определении приоритетных проектов для их реализации на территории муниципального образования, так и в процессе принятия управленческих решений. Для этого должны быть разработаны и приняты правовые акты, закрепляющие формы и механизмы участия граждан в выработке решений в сфере реализации национальных проектов, правовые акты, определяющие механизм формирования органов общественного контроля, их полномочия и функции.

Активность населения напрямую связана с информационной открытостью органов власти, поэтому стоит уделять особое внимание информации, которой вы делитесь с жителями, какие каналы для этого используете и как часто это делаете.

С 2021 года в рамках сотрудничества с управлением проектной деятельности Правительства Красноярского края во все образовательные программы курсов повышения квалификации ИГМУ включен модуль по национальным проектам.

В ходе обучения у слушателей есть возможность рассмотреть тему с точки зрения присутствия национальных проектов во всех сферах интересов муниципального образования. Например, обучаясь по программе «Правотворческий процесс в муниципальном образовании» слушателям необходимо составить план действий по принятию муниципальных правовых актов. В рамках курса «Закупки для муниципальных нужд» слушатели должны определить, какой муниципальный проект может быть реализован в муниципальном образовании в рамках какого-либо национального проекта, указать его цель, а также объект закупки, выбрать, каким способ будет осуществлена закупка и рассчитана начальная (максимальная) цена контракта. Одним из проблемных вопросов, рассматриваемых на курсе «Антикоррупционная экспертиза», является вопрос включения жителей в процесс проведения антикоррупционной экспертизы. Если в правовом акте будут коррупциогенные факторы, это может привести к исключению жителей из процесса реализации национальных проектов и связанных с ними программ. Именно такими актуальными темами можно включить жителей в процесс проведения антикоррупционной экспертизы.

В настоящее время мы работаем над созданием учебно-методического контента, который поможет представителям муниципального сообщества глубже погрузиться в тему национальных проектов и занять прочные позиции для достижения успешных результатов.
~
Елена ЛЕВИЦКАЯ,
преподаватель ИГМУ