МД №47 — Декабрь 2021

Инициативные проекты
Конкурсный отбор: мы выбираем, нас выбирают
Инициативные проекты вносят в местную администрацию в установленные в нормативных правовых актах сроки, но они не могут превышать 30 календарных дней.
Первоначально процесс рассмотрения инициативного проекта будет включать в себя технический анализ, цель которого — проверка соответствия проекта требованиям нормативных правовых актов, регулирующих порядок выдвижения, рассмотрения и внесения инициативных проектов. Итогом рассмотрения инициативного проекта может быть два решения: поддержать или отклонить инициативный проект. Основания для решения об отказе в поддержке проекта перечислены в п. 7 ст.26.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В случае, если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, местная администрация должна организовать проведение конкурсного отбора. Порядок конкурсного отбора определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. В Методических рекомендациях по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации Министерства финансов РФ (Москва, 2020) описаны три группы механизмов конкурсного отбора инициативных проектов:
1
оценка проектов с помощью заранее разработанных и обнародованных критериев

2
прямое голосование жителей муниципального образования
3
голосование представителей населения (например, конференция делегатов, избранных от территорий, или бюджетная комиссия).
На практике каждый из данных механизмов конкурсного отбора может быть использован в комбинации с другими механизмами, а также дополнен их отдельными элементами.

Но какой бы механизм конкурсного отбора не применялся в муниципальном образовании, организация и проведение конкурсного отбора инициативных проектов будет осуществляться конкурсной комиссией. В полномочия конкурсной комиссии входит организация и проведение конкурсного отбора, подведение итогов конкурса и принятие протокольного решения, на основании которого отраженные в данном решении конкретные проекты утверждаются и реализуются местной администрацией.

Отдельно необходимо остановиться на механизме конкурсного отбора на основании оценки проектов с помощью заранее разработанных и обнародованных критериев оценки. Важными условиями применения данного механизма является:
1
соответствие критериев отбора перечню сведений в инициативном проекте

2
баланс объективности и субъективности в системе критериев оценки
3
публичный характер системы оценки — обнародование критериев и результатов оценки
Система критериев оценки должна включать наименование показателя и его значения, характеристику показателя и балльную оценку показателя (в том числе градация, коэффициенты). Традиционно критерии оценки представлены двумя группами критериев:

объективные (расчетные) критерии — показатель имеет числовое выражение (например, количество участников собрания граждан, уровень софинансирования и т. п.). Оценка данных критериев возможна выполнением соотнесения показателя и выполнением арифметических действий;

субъективные критерии — оцениваются членами конкурсной комиссией. Например, к данной группе можно отнести следующие критерии: комплексность к решению проблемы, использование инновационных технологий, актуальность проблемы (проекта), эмоционально-духовное значение реализации проекта.
Необходимо отметить, что система оценки решает не только задачу проведения конкурсного отбора и определения проектов-победителей, но и способна влиять на качество представляемых на конкурс проектов и стать механизмом, способным материализовать стратегические цели муниципального образования в вопросах реализации инициативных проектов. Например, критерии отбора могут отражать степень участия населения и иметь больший вес в сравнении с другими критериями, таким образом, приоритет в поддержке отдается проектам, имеющим наибольшую актуальность для жителей.

Прозрачность всех процедур конкурсного отбора, в том числе доступность разъяснений о системе оценки, публичность итогов конкурсного отбора (рейтинг проектов) важное условие для стимулирования граждан и организаций в выдвижении инициативных проектов и обеспечения соревновательности, что существенно повышает качество выдвигаемых проектов.
~
Елена МРАЧЕК
заместитель директора ИГМУ — начальник отдела