МД №47 — Декабрь 2021

Консультация юриста
О способах организации
водоотведения

Положения пункта 4 части 1 статьи 14 и пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по организации в границах сельского поселения водоотведения, носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы решения вопроса местного значения по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения.
При этом действующим законодательством не исключается, что в границах различных муниципальных образований может не быть централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения), и в этом случае, например, применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений (нецентрализованная система водоотведения).

Так, действующие с 01 января 2020 года СанПин 2.1.7.3550−19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 05 декабря 2019 года № 20, а с 18 июля 2021 года СанПиН 2.1.3684−21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28.01.2021 (далее — СанПин), устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов и жидких бытовых отходов.

СанПином предусмотрено, что в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод (п. 18).

Таким образом, действующее законодательство не закрепляет обязанность органов местного самоуправления по организации именно централизованного водоотведения. При этом, также отсутствует правовая норма, предусматривающая конкретный способ исполнения обязанности со стороны органа местного самоуправления по водоотведению, например, путем строительства очистных сооружений в поселении, следовательно, орган местного самоуправления, вправе самостоятельно избрать наиболее допустимый способ обеспечения жителей поселения услугой водоотведения.

Аналогичные выводы изложены в Апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого по делу № 33−6500/2020 от 10.08.2020, а именно: «Положения закона не ограничивают самостоятельность органов местного самоуправления в выборе способа осуществления данной обязанности. Когда же закон не предусматривает конкретный способ исполнения обязанности по водоотведению органом местного самоуправления и принимая во внимание конституционный принцип самостоятельного решения вопросов местного значения органом местного самоуправления, последние вправе самостоятельно избрать наиболее допустимый для нее способ обеспечения жителей поселения услугой водоотведения надлежащего качества. При этом избрание способа водоотведения является правомочием органа местного самоуправления».

В своей работе вы можете использовать проект муниципального правового акта, «Об установлении нормативов состава сточных вод на территории муниципального образования» (п.130(3) разд. VIII Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Проект МПА размещен на сайте Учреждения krasimr.ru в разделе Правовая поддержка — Проекты МПА. Поиск осуществляется через комбинацию клавиш Ctrl+F.

~
Светлана ФАДЕЕВА
юрисконсульт ИГМУ