В октябре 2020 года стартует новая программа «Организация деятельности депутата представительного органа муниципального образования».
В единый день голосования 13 сентября в России прошли выборные кампании различного уровня: выборы глав 20 субъектов Российской Федерации, выборы депутатов законодательных органов власти 11 субъектов Российской Федерации,а также муниципальные выборы. В 66 муниципальных образованиях Красноярского края избрали глав сельских и городских поселений, в 442 представительных органов муниципальных образований края подлежали замещению 4418 депутатских мандата.
Представительный орган муниципального образования реализует три главные функции – представительную, правотворческую, контрольную.
Будучи выборным органом, представительный орган объединяет в себе все население муниципального образования и уполномочен этим населением на решение вопросов его жизнедеятельности. Представительный орган наделен правом и обязанностью выражать, представлять интересы населения муниципального образования. Но для того, чтобы представлять, интересы необходимо знать. Поэтому местная власть, депутаты муниципального образования должны создавать условия для взаимодействия населения и власти, давать возможность жителям высказать мнение по любому вопросу, получения населением оперативной помощи. И в этом случае особое значение имеет работа депутата с населением (рассмотрение обращений, личный прием, встречи с жителями).
Представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Задача Совета депутатов – обеспечение правового регулирования всех сфер жизни муниципального образования по вопросам местного значения.
Контрольная функция выражается в реализации полномочий по контролю за деятельностью других органов и должностных лиц местного самоуправления. С одной стороны, Совет депутатов контролирует соблюдение интересов местного населения, с другой – осуществляет контроль за исполнением принятых им решений.
В решении поставленных перед представительным органом муниципального образования столь важных задач многое зависит от уровня подготовки самих депутатов, наличия у них как теоретических знаний, так и практических навыков.
Учитывая, что часть народных избранников – это те, кто получил мандат депутата впервые, Институт разработал и запустил обучение по программе в первую очередь предназначенную для муниципальных депутатов.
Программа построена таким образом, чтобы в кратчайшие сроки после ее прохождения помочь вновь избранным депутатам представительных органов, работникам аппарата представительных органов муниципального образования организовать «внутреннюю» работу в Совете депутатов, так и наладить «внешнее» взаимодействие по вопросам местного значения в рамках депутатских полномочий.
Курс рассчитан на совершенствование реализации принципа народовластия на уровне местного самоуправления, правового регулирования важнейших сфер жизнедеятельности в муниципальном образовании и инициативного решения проблем местного уровня.
Местное самоуправление – напрямую не подчиненный государственной власти уровень управления, в котором участвуют сами жители, поэтому в программе раскрывается роль как всего представительного органа муниципального образования, так и отдельного муниципального депутата в реализации принципа народовластия на уровне местного самоуправления.
Правовой статус депутата представительного органа – объект внимания второй темы курса. Исполняя полномочия, каждому депутату необходимо знать не только свои права, основные гарантии деятельности, но и обязанности, основания прекращения полномочий. А также помнить о возможности досрочного прекращения полномочий по воле избирателей, ведь, являясь представителями населения муниципального образования, депутаты несут ответственность перед своими избирателями.
Работа с населением, правотворческая деятельность, участие депутата в заседаниях, работе комитетов и комиссий, депутатское расследование и депутатские запросы как форма контрольной деятельности – в этих и других вопросах раскрывается содержание организации деятельности депутата.
В качестве практики реализации депутатами вопроса местного значения «осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования» рассматривается антикоррупционный мониторинг как направление деятельности по оценке коррупционных рисков. Поскольку эффективность выстроенной в муниципальном образовании системы противодействия коррупции зависит от предварительной всесторонней оценки происходящих в местном сообществе коррупционных процессов. С помощью антикоррупционного мониторинга оценивается состояние коррупции, её причины и формы, а также действенность принимаемых антикоррупционных мер на муниципальном уровне и осуществляется их корректировка. Как показывает практика, в отдельных муниципальных образованиях Красноярского края антикоррупционный мониторинг осуществляется, но организационно-правовые основы его проведения не определены. Слушателям курса раскроют важность и необходимость разработки представительным органом муниципального образования муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок, сроки, особенности проведения антикоррупционного мониторинга.
В курсе предусмотрены две темы, направленные на решение задачи информационного сопровождения деятельности депутата и изучение технологий включения населения в деятельность по развитию территории. Важен ли имидж депутата в глобальной сети, помогает ли активное использование мессенджеров в работе с избирателями, заинтересованы ли СМИ освещать работу представительного органа или инициативы отдельных депутатов? Как можно в инициативном порядке решить местные проблемы, можно ли вовлечь сюда население муниципального образования и может ли депутат сделать это своими силами? На эти и другие вопросы получат ответы слушатели программы.
В учебном процессе помимо уже привычных форматов – электронных лекций, вебинаров, видеоуроков, используются новые формы учебно-методических материалов. Основные характеристики представительного органа муниципального образования раскрываются в цикле учебных видео, посвященных роли представительного органа в структуре органов местного самоуправления, способам формирования Совета депутатов, сроку полномочий и его исключительным компетенциям, принципу коллегиальности, статусу председателя, ответственности за принимаемые решения. Директор Института, кандидат юридических наук, депутат Красноярского городского Совета депутатов 1999-2008 гг. Менщиков А.А. в формате видеоинтервью расскажет о сущности депутатской функции, опираясь на личный опыт.
Обучение по программе «Организация деятельности депутата представительного органа муниципального образования» проходит в дистанционной форме. Это особенно актуально для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, которые получают заработную плату по месту основной трудовой деятельности и поэтому не могут без ущерба для основной деятельности учиться очно. Дистанционное обучение позволит депутатам получить необходимые знания без командировок и в то время, когда это удобно. Большую часть учебных материалов слушатели курса могут сохранить и использовать в своей профессиональной деятельности, передать коллегам по представительному органу, которые в силу объективных причин не могут пройти обучение на курсах повышения квалификации.