В соответствии с положениями статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ (далее — Закон № 131 ФЗ) государственные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления действующего законодательства при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям действующего законодательства.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что в отношении представительного органа местного самоуправления орган государственного контроля (надзора) может проводить проверки.
Закон Красноярского края от 15.10.2015 № 9−3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» к вопросам местного значения сельского поселения относит, в том числе вопрос по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее — Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных Законом № 416-ФЗ;
8) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) установление нормативов состава сточных вод.
По своей природе указанные полномочия не могут быть отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления, поскольку являются полномочиями исполнительно-распорядительного органа.
Согласно приведенным выше положениям статьи 77 Закона № 131-ФЗ предметом проверки представительного органа местного самоуправления не может быть исполнение действующего законодательства при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения, иных полномочий и реализации прав, не закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований.
Более того, частью 2.1 статьи 77 Закона № 131-ФЗ определено, что проверяющие органы не вправе требовать от органов и должностных лиц местного самоуправления осуществления и бюджетного обеспечения полномочий, не отнесенных к их компетенции.
Таким образом, проведение проверки представительного органа местного самоуправления по вопросу организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом будет незаконным.