Инициативное бюджетирование — одна из наиболее активно развивающихся сфер государственного и муниципального регулирования участия граждан в бюджетном процессе.
В 2019 году в 69 российских регионах реализовывались 249 практик разного уровня, предусматривающих участие граждан в бюджетных решениях. Все они объединены идеологией гражданского участия и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Количество реализованных в 2019 году проектов составило более 21 тыс. проектов, а всего гражданами было выдвинуто более 150 тыс. проектных идей. Таким образом, удалось реализовать каждый седьмой проект, который был выдвинут гражданами.
До 2020 года инициативное бюджетирование развивалось в рамках действующего законодательства о местном самоуправлении и бюджетном процессе. Институциональные условия участия местного сообщества в местном самоуправлении определены Федеральным законом от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), который предусматривает участие населения в решении широкого круга вопросов, связанных с развитием муниципальных образований, и определяет формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 236-ФЗ) вводится дополнительная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления — инициативные проекты.
Цель закона — решение вопросов местного значения, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, при решении вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.
Закон № 236-ФЗ позволяет уполномоченным субъектам: гражданам, ТОС, старостам населенных пунктов и другим, — самим инициировать и вносить в местные администрации проекты, направленные, например, на благоустройство территории (парки, скверы, улицы), обустройство детских и спортивных площадок, ремонт Домов культуры и дорог, а также на решение других вопросов местного значения.
Инициаторами проектов может выступить группа численностью не менее
10 человек, достигших 16-летнего возраста. Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Обязательное условие — привязка к территории муниципалитета. Порядок определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Перед тем как инициативный проект будет внесен в местную администрацию он должен быть рассмотрен гражданами на сходе, собрании или конференции, в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления.
В законе определены требования к содержанию инициативного проекта: описание проблемы, обоснование предложений по ее решению, описание ожидаемого результата от реализации проекта, предварительный расчет необходимых расходов, планируемые сроки реализации. В проекте должны быть указаны сведения о планируемом или возможном финансовом, имущественном, трудовом участии заинтересованных лиц в реализации проекта, в случае, если предполагается использование средств местного бюджета — указание на их объем. Также в проекте необходимо указать территорию муниципального образования или его часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект.
Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения. Основания для отрицательного решения разные — от ошибок при подаче документов до «наличия возможности решения описанной в инициативном проекте проблемы более эффективным способом».
Обязательным условием реализации инициативных проектов является размещение информации об инициативных проектах граждан в сети Интернет и других средствах массовой информации. Если жители предлагают реализовать несколько проектов на одной территории, проводится конкурс.
Отдельно урегулированы вопросы финансирования инициативных проектов. В бюджетное законодательство внесены поправки, закрепляющие правовые основы инициативного бюджетирования (Федеральный закон
от 20.07.2020 № 216-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»).
Закон № 236-ФЗ предусматривает принятие ряда нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, в том числе устанавливающих порядки выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора.
Это позволит учесть особенности конкретной территории.