В рамках взаимодействия Института с муниципальными образованиями Красноярского края возник вопрос об объеме социальных гарантий и компенсаций, предоставляемых в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991
№ 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), лицам, которые ранее были избраны, назначены или утверждены на оплачиваемую должность в органе местного самоуправления (лица, замещающие муниципальную должность).
В частности, вопрос касался постановки на учет в качестве безработного бывшего председателя представительного органа на постоянной основе и размера пособия по безработице указанному лицу.
Закон о занятости предусматривает несколько случаев постановки на учет в качестве безработного, которые применяются в зависимости от конкретной ситуации и предопределяют объем гарантий лица, вставшего на учет в качестве безработного.
В одном из случаев, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее
26 недель, то размер пособия по безработице начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы) (п. 1 ст. 30 Закона о занятости).
Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
По мнению Института, лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной (оплачиваемой) основе, имеют право на постановку на учет в качестве безработных с назначением пособия именно по первому случаю, то есть в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
Данная позиция подтверждается следующими положениями законодательства. Как следует из ст. 2 Закона о занятости граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, считаются занятыми.
При окончании срока избрания (назначения) на оплачиваемую должность лицо, в соответствии с положениями ст. 3 Закона о занятости может быть признано безработным. Вместе с тем, из буквального толкования главы VI Закона о занятости порядок определения размеров пособия по безработице поставлен в зависимость от того, состояли ли граждане ранее в трудовых (служебных) отношениях.
Так, согласно п. 1 ст. 30 Закона о занятости, если граждане в течение
12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, то размер пособия по безработице начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Во всех иных случаях, согласно п. 2 ст. 30 Закона о занятости, пособие устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Поскольку лица, замещающие муниципальные должности, не состоят в трудовых или служебных отношениях, то приведенная правовая коллизия приводит к неправильному применению положений Закона о занятости в отношении лиц, ранее замещающих муниципальные должности. И зачастую при постановке на учет в качестве безработных, указанные лица признаются органами занятости гражданами, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, и могут претендовать на пособие по безработице в минимальном размере.
При этом, согласно подп. «д» п. 2 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного Постановлением Минтруда Р Ф от 12.08.2003 № 62, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым, в частности, относят денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности.
То есть, для лиц, замещающих государственные должности, при определении размера пособия по безработице применяются положения п. 1 ст. 30 Закона о занятости. С учетом изложенного, считаем возможным по аналогии закона применять к лицам, ранее замещавшим муниципальные должности (председателям Советов депутатов, главам муниципальных образований (главам сельских поселений (сельсоветов), районов, городских и муниципальных округов), депутатам на постоянной (оплачиваемой) основе), положения п. 1 ст. 30 Закона о занятости, с целью получениями ими пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку (денежному вознаграждению), исчисленному за последние три месяца по месту замещения муниципальной должности.
Для разъяснения коллизионных норм Закона о занятости Институт обратился с запросом в Комитет Государственной думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее — Комитет).
В ответе, полученном Институтом, Комитет указал, что в соответствии
с нормами ст. 2 Закона о занятости к занятым гражданам относятся лица, избранные на оплачиваемую должность — должностные лица, которые замещают свои должности в порядке выборов и которые при замещении этих должностей получают денежное вознаграждение. К ним можно отнести лиц, замещающих муниципальную должность на постоянной основе. Таким образом, лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе, относятся к занятым гражданам.
Подобный вывод можно сделать и исходя из Постановления Правительства РФ от 24.12. 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», которым устанавливаются особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. В соответствии с его положениями денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, относится к выплатам для расчета среднего заработка.
Исходя из вышеизложенного, лица, ранее замешавшие муниципальные должности, в полной мере обладают гарантией на получение пособия по безработице в размере, исчисляемом в процентном отношении от среднего заработка, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы) в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о занятости.