Инициативное проектирование
Инициативная группа —
включаем здравый смысл и действуем!
В 2021 году в России появилась еще одна форма участия населения
в осуществлении местного самоуправления — инициативные проекты. Несмотря на то, что закон принят совсем недавно, отдельные его элементы уже сложились в территориях края. Перед органами местного самоуправления стоит задача — сформировать организационную и правовую базы в сфере инициативного проектирования, а перед жителями — решить, какие идеи и проекты смогут сделать жизнь интереснее, комфортнее и ярче.

Этой статьей мы начинаем серию публикаций об отдельных элементах реализации законодательства об инициативных проектах. Первая тема посвящена одному из субъектов внесения инициативных проектов — инициативной группе.
Инициативная группа

В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») инициативный проект вправе выдвинуть инициативная группа. Законодатель указал ее конкретные характеристики.
  • 10 человек — минимальная численность инициативной группы. При этом закон позволяет ее снизить. Для этого представительному органу муниципального образования необходимо принять соответствующий нормативный правовой акт. Есть ли рекомендации по установлению численности инициативной группы? Основная рекомендация — здравый смысл. Если в муниципальном образовании большая численность населения, инициативной группе из трех человек, скорее всего, будет сложно выполнить возложенные на нее обязанности по разработке, обсуждению и реализации инициативных проектов.
    В небольших муниципалитетах будет логичным снизить порог минимальной численности инициативной группы.
  • Члены инициативной группы — это граждане, достигшие 16-летнего возраста и проживающие на территории соответствующего муниципального образования.
Хотя закон не регламентирует процедуру создания и легимитизации инициативной группы, для повышения ответственности ее членов рекомендуем установить понятную и единую процедуру избрания, например, через оформление протокола по выбору членов инициативной группы на итоговом собрании.

Также в законе указан перечень сведений, которые должен включать инициативный проект: идея проекта, решаемая проблема, стоимость и т. д., но муниципалитет может расширить этот список, включив пункт о фиксации в протоколе собрания информации о создании инициативной группы, либо о ее членах.

Члены инициативной группы на своем собрании могут обсуждать как собственные проектные идеи, так и предложения других граждан или организаций.

По логике закона, инициативная группа, помимо внесения инициативного проекта, также участвует в организации его публичного обсуждения, рассмотрения органами самоуправления, а также вправе участвовать в его реализации. Таким образом, функционал инициативной группы не ограничивается выявлением местных проблем и подготовкой документов.
В Красноярском крае уже накоплен опыт включения инициативных групп в реализацию проектов по развитию территорий — это реализация Программы поддержки местных инициатив (ППМИ).

В ППМИ состав инициативной группы утверждается на собрании граждан при выборе проекта. В каждом муниципалитете свой опыт участия инициативной группы в реализации проектов. Есть примеры, когда инициативная группа выступает локомотивом и с самого начала берет на себя ответственность и координирует решение всех вопросов, а есть прямо противоположные, где деятельность ее членов ограничивается сбором денежного вклада от населения.

Многое в этом вопросе зависит от стартовых позиций — сложившихся традиций решения местных проблем, взаимодействия органов власти и населения, уровня развития местных сообществ, но практически все задаются вопросом: где же находится точка появления и роста инициативы? Представители инициативных групп поселений, которые в этом году впервые принимают участие в ППМИ, постарались ответить на этот вопрос и приняли участие в блиц-опросе.

Участники:

(БИ) Бельмич Ирина Филипповна, директор МБУК «Златоруновский поселковый музей», председатель инициативной группы, Златоруновский сельсовет, Ужурский район;

(М) Милованова Елена Анатольевна, председатель Златоруновского сельского совета депутатов, член инициативной группы, Златоруновский сельсовет, Ужурский район;

(А) Александрова Анна Ивановна, депутат представительного органа, член инициативной группы, Колбинский сельсовет, Манский район;

(БТ) Ботвинкина Татьяна Юрьевна, педагог дополнительного образования Темринской НОШ филиала МБОУ Холмогорской СОШ, Шарыповский муниципальный округ.
Елена МРАЧЕК, заместитель директора, начальник программно-информационного отдела ИГМУ,

Екатерина БАЗАНОВА, Анна ГУРЬЯНОВА, Наталья ЛОБЗИНА,

консультанты Проектного центра инициативного бюджетирования