МД №45 — Июнь 2021

ИГМУ
Через образование к практике — наука борьбы с коррупцией на местном уровне
Проблема коррупции имеет общемировой характер, с ее последствиями и негативным влиянием сталкиваются все страны мира. В России коррупция также признается серьезной проблемой, подрывающей авторитет институтов публичной власти и снижающей престиж государства в целом, нарушающей нравственные устои и материальное состояние граждан.

Понятие коррупции раскрывается Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым также определяются основные принципы противодействия этому явлению и организации антикоррупционной деятельности на различных уровнях государственного и муниципального управления. Для местного самоуправления осуществление мер по противодействию коррупции является вопросом местного значения.

Решение задачи по формированию на территории муниципального образования эффективных антикоррупционных механизмов напрямую зависит от наличия у специалистов, занимающихся организацией деятельности по противодействию коррупции на муниципальном уровне, теоретических знаний, практических навыков и компетенций. Учитывая высокую значимость темы и запрос непосредственно органов местного самоуправления, в 2020 году Институтом была переработана и реализована образовательная программа «Противодействие коррупции на муниципальном уровне».

Образовательный процесс включал не только изучение учебных и методических материалов, но и выполнение различных заданий (мини-тесты, электронные семинары, контрольные и самостоятельные работы и другие). Задания касались практических вопросов в сфере противодействия коррупции: определение коррупционных проявлений в предложенных кейсах, изучение муниципальных нормативных правовых актов о мерах по противодействию коррупции, программ и планов по противодействию коррупции в муниципальном образовании, документов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в муниципальном образовании, а также анализ типовых ситуаций. В контрольной работе по теме «Система мер противодействия коррупции в органах местного самоуправления», например, слушателям нужно было изучить организацию работы по противодействию коррупции в своем муниципальном образовании по таким направлениям, как антикоррупционный мониторинг, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, антикоррупционная пропаганда, и дать рекомендации по расширению перечня возможных мероприятий. Это задание позволило увидеть слушателям имеющиеся проблемы в своем муниципальном образовании и спланировать новые направления деятельности в сфере противодействия коррупции.

Так, слушатель курса, председатель Абанского районного Совета депутатов Красноярского края Павел Алексеевич Попов, пришел к выводу, что нормативно-правовая база муниципального образования по противодействию коррупции нуждается в существенной доработке и корректировке. Поэтому за год в Абанском районе, помимо кадровых и организационных решений, были внесены изменения в устав муниципального образования и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок принятия решения о применении к депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, деятельность межведомственной комиссии по противодействию коррупции, перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; разработано и принято новое положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
О том, что уже удалось сделать,
мы поговорили
с Павлом Алексеевичем Поповым
Павел Алексеевич, расскажите, какая работа была проведена Вами в сфере противодействия коррупции в Абанском районе?
В прошлом году я прошел обучение по программе «Противодействие коррупции на муниципальном уровне» в Институте государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края. Уже в ходе обучения, выполняя задания, начал внимательно изучать муниципальные правовые акты Абанского района.

В качестве основных направлений для анализа, как и было предложено, использовал такие направления как антикоррупционный мониторинг, антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и антикоррупционную пропаганду.

Но как оказалось, в муниципальных нормативных правовых актах по проведению антикоррупционного мониторинга за 2019 год были только шаблонные фразы, отсутствие понимания целей проведения мониторинга и источников информации. То же самое увидел и в 2018 году. То есть формально акт принят, а нужен он, работает или нет — большой вопрос.

В 2020 году, после завершения обучения, на основе учебных материалов Института мы разработали свою методичку. И в этом году при проведении антикоррупционного мониторинга уже будет использован весь его потенциал. Как источник информации для мониторинга планируем задействовать ресурсы Интернета: как правило, при личном общении люди отказываются или избегают сообщать о коррупции, а через Интернет, через специальную форму на сайте людям проще и удобнее сообщать о тех или иных фактах. Сейчас у каждого руководителя есть свои странички в популярных социальных сетях, что позволяет им всегда оставаться на связи с жителями. Люди напрямую задают вопросы, спорные ситуации сразу ставим на жесткий контроль. Кроме этого, такие данные служат основой для прогнозирования коррупционных проявлений и их эффективного предупреждения в дальнейшем.

В части антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов у нас ничего не изменилось: работа налажена достаточно хорошо, как в практическом плане, так и в плане нормативного закрепления. Кроме того, в 2019 году мы заключили соглашение с прокуратурой, что является большим подспорьем для продуктивной работы по этому направлению.

И еще одно важное направление — антикоррупционная пропаганда. Понимая, что молодое поколение — это наше будущее, это живой и активный организм, мы решили прорабатывать это направление через Молодежный центр Абанского района и на постоянной основе проводить антикоррупционные дни, специальные мероприятия.

Далее я задался вопросом, как распространить нашу практику и поделиться положительным опытом с другими муниципалитетами?

Так возникла идея оформить все практические наработки в научную статью «Противодействие коррупции в современной России: государственный и муниципальный уровень» была написана совместно с преподавателем ИГМУ В. Е. Шороховым и опубликована в тематическом федеральном научно-практическом журнале «Государственная власть и местное самоуправление» и вышла в январе 2021 года. Ценность статьи в практике — мы рассматриваем специфику организации антикоррупционных механизмов на местном уровне и перспективы использования отдельных превентивных мер противодействия коррупции.
Подскажите, как Ваши инициативы восприняли в районе?
Мы обсудили этот вопрос с главой, и я в целом встретил одобрение и понимание того, что необходимо выстраивать плановую работу по формированию антикоррупционных механизмов в муниципалитете.
В современной России 2008 год — это некая точка отсчета масштабной и системной борьбы с коррупцией и первые 2-3 года действительно прошли с большим энтузиазмом, был свежий взгляд, инициатива, но дальше стала прослеживаться явная инерция. Инерция видна и на уровне федерации, и на уровне субъектов, и тем более на уровне муниципалитетов. Как, на Ваш взгляд, нужно вести работу, чтобы она не принимала инерционный характер?
На мой взгляд, вопросы, касающиеся противодействия коррупции, нужно поднимать как можно чаще. Это будет уместно всегда и везде. Теперь наши юристы не просто освещают вопросы подачи декларации о доходах и проводят какие-то разовые мероприятия, а ведут плановую работу в этом направлении. Например, один раз в квартал они проводят занятия с депутатским корпусом: на занятиях дается новая и актуальная информация по коррупции и мерам противодействия этому явлению, активно используются методические рекомендации Института в этой сфере.
Поделитесь с нами планами на будущее?
Конечно, обновление нормативной базы необходимо, но важно, чтобы люди понимали для чего это нужно в принципе, чтобы противодействие коррупции было реально действующим механизмом.

В Абанском районе 16 муниципальных образований, поэтому работы предстоит много. Основная задача — выстроить логичную, последовательную антикоррупционную деятельность в муниципалитетах, то есть провели антикоррупционный мониторинг, затем в плановом порядке проработали все муниципальные акты, касающиеся этой сферы, а далее предстоит практическая работа, включая пропаганду среди представителей органов местной власти.
В сентябре 2021 года в Институте начнется обучение по образовательной программе «Противодействие коррупции на муниципальном уровне». Обучение по этой программе, как и по другим, будет проходить с применением дистанционных технологий. Это делает обучение доступным для представителей муниципального управления и открывает возможности для применения на практике знаний и навыков, полученных в сфере противодействия коррупции.