Главным нормативным правовым актом муниципального образования является его Устав — акт, обладающий высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов, имеющий прямое действие и применяемый на всей территории муниципального образования. Каждое муниципальное образование обязано иметь свой Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке.
Устав не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам Красноярского края.
По отношению к местным нормативным правовым актам Устав муниципального образования обладает особой юридической природой, поскольку является правовым актом, которым муниципальное образование фиксирует свой статус, определяет структуру органов местного самоуправления муниципального образования, компетенцию органов местного самоуправления, обеспечивающие осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования, подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом, и вступает в силу после их официального опубликования (обнародования).
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.
Сроки приведения Уставов муниципальных образований в соответствии с законодательством установлены в
ч. 9 ст. 44 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – 131-ФЗ).Пройдите тест и проверьте, все ли вы знаете о процедурах и требованиях, предъявляемых к Уставам муниципальных образований и решений о внесении в них изменений.При ответе на вопросы рекомендуем использовать Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее — 97-ФЗ), регламентирующий порядок государственной регистрации Уставов МО и МПА о внесении в них изменений, а также Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.Обращаем внимание,
на сайте Института в разделе Правовая поддержка — Проекты муниципальных правовых актов размещены типовые проекты решений о внесении изменений в Уставы муниципальных образований согласно вступивших в силу законов РФ и края, которые согласованны с Прокуратурой Красноярского края и Управлением Минюста РФ по Красноярскому краю.
Также на сайте Учреждения размещены блок-схема, описывающая последовательность действий при принятии Уставов муниципальных образований и внесения в них изменений и Памятка по порядку внесения изменений и дополнений в Устав МО и их регистрации.