МД №45 — Июнь 2021

Инициативное
проектирование
От идеи до проекта:
выдвигаем и обсуждаем инициативы
Продолжаем знакомить вас с отдельными элементами реализации законодательства по инициативным проектам. Как проходят предварительные обсуждения проектов, какие способы информирования самые эффективные?

Читайте в статье.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) инициативные проекты до их внесения в местную администрацию подлежат рассмотрению на сходе, собрании или конференции граждан, в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления. Основная цель — определить соответствие инициативного проекта интересам жителей муниципального образования (или его части), решить насколько целесообразна его реализация, а также принять решение о поддержке инициативного проекта. В ходе обсуждения инициаторы проекта знакомят жителей со своими предложениями. Формат мероприятий должен включать в себя возможность обмена мнениями, внесения предложений, а также проведения процедур голосования.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее — Федеральный закон № 236-ФЗ) внес изменения также в нормы, касающиеся проведения схода, собраний граждан:

— в соответствии с п. 4.2. ст. 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы выдвижения, подготовки, отбора и реализации инициативных проектов отнесены к случаям проведения схода граждан в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан;

— в соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. При этом право участия в таком собрании распространяется на жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Таким образом, обсуждение инициативных проектов может проходить в очном формате. Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность выявления мнения граждан путем опроса или сбора подписей. В соответствии с п. 2. ст. 31 Федерального закона № 131-ФЗ в опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Федеральный закон № 236-ФЗ дал возможность для проведения опроса граждан использовать официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подобный формат обеспечивает широкий охват населения при выявлении мнения, в том числе актуален для проектов, затрагивающих интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Обращаем внимание на то, что выявление мнений граждан по указанному вопросу и сбор подписей должны быть предусмотрены нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Для выявления мнений и обсуждения инициативных проектов на практике можно провести как одно мероприятие, например, собрание граждан или сбор подписей, так и несколько мероприятий одновременно — опрос граждан и собрание граждан. Обязательным условием для всех мероприятий является документальное оформление результатов их проведения, например, протокол собрания, результаты опроса граждан. Данные документы входят в состав сведений об инициативном проекте, который вносится в местную администрацию.

Мероприятия по обсуждению и поддержке инициативных проектов организуются и проводятся инициаторами проекта в установленном порядке. В то же время, все процедуры, связанные с выдвижением и обсуждением инициативных проектов, могут оказаться сложными для инициаторов. Для того, чтобы «купировать» возможные затруднения, органам местного самоуправления рекомендуется выполнить ряд шагов, например:

— информировать жителей о возможности внесения инициативных проектов, порядке и условиях инициативного проектирования;

— разъяснить инициаторам проектов вопросы проведения мероприятий по обсуждению и выявлению мнений, подготовки инициативных проектов, разработать пакет типовых документов;

— выполнять координирующую роль при проведении собраний/конференций/опросов.
По сути, деятельность в муниципалитете до внесения инициативного проекта в местную администрацию состоит из двух блоков.
1. Процедура выдвижения инициатив (информационная кампания, идентификация проблематики инициаторами, формирование инициативных групп, выявление мнений об актуальности инициативного проекта для граждан, предварительная техническая проработка идей).
2. Мероприятия по обсуждению инициативных проектов и принятия решений об их поддержке.
В Программе поддержки местных инициатив (далее — ППМИ) в Красноярском крае данные блоки представлены предварительным этапом и итоговым собранием граждан. Рассмотрим примеры мероприятий предварительного этапа.

Предварительный этап ППМИ включает в себя информирование и предварительное обсуждение, выявление мнения населения по поводу выбора объекта ППМИ. Для этого используются различные способы информирования.
Например, в Филимоновском сельсовете Канского района для информирования населения активно используется печатная продукция: информация о ППМИ размещается на обратной стороне квитанций на оплату коммунальных услуг, на карманных календариках, также выпускаются листовки, буклеты и информационные памятки.

Во многих сельсоветах активное обсуждение ведется в мессенджерах и социальных сетях. Создаются информационные выпуски и видеоролики. В общественном транспорте, социальных и образовательных учреждениях используются бегущая строка и информационные табло с информацией о ППМИ.

В 2020 году в связи с ограничительными мерами, многие жители отказывались посещать массовые мероприятия, предварительные встречи и обсуждения, поэтому с целью выявления их мнения использовались телефонные опросы, голосование в социальных сетях и мессенджерах, предварительное голосование через сайты поселения.

По-прежнему популярны информационные объявления, баннеры и плакаты, размещенные в доступных для граждан общественных местах. В магазинах устанавливаются урны с приемом предложений по проекту ППМИ. Активно используются местные, районные газеты. В поселениях, где сохранилось местное радио, используется этот ресурс.

Медийные ресурсы — видеоролики, телепрограммы, тик токи, — позволяют включать в программу не только старшее поколение, которое традиционно более активно, но и молодежь.

С развитием программы формируется и творческий подход, который позволяет более эффективно проводить предварительную работу и создавать узнаваемость программы.
В Березовском районе в Есаульском и Бархатовском сельсоветах активно используются информационные новостные видеоролики, рассказывающие о текущем состоянии дел. В Саянском и Манском районах разработан единый стиль удостоверений и бейджей для всех поселений района, разработаны эмблемы инициативных групп — участников ППМИ. Разрабатываются яркие необычные объявления. Организуются волонтерские движения, например, в Можарском сельсовете Курагинского района создана Можарская инициативная группа «МИГ», которая на протяжении нескольких лет активно принимает участие в реализации проектов на своей территории. На примере МИГа местные школьники тоже сформировали волонтерское движение и назвали его «МИР» — Можарские инициативные ребята. В п. Абан Абанского района юные участники волонтерского движения в футболках с логотипом ППМИ принимают участие во всех массовых мероприятиях. Также на этой территории есть талисман ППМИ АбанЯша, имя для которого выбрали сами жители поселка, проголосовав за него в социальных сетях.

ППМИ не просто помогает реализовать задуманное, но и объединяет жителей и дает возможность для творческой самореализации.

Помимо предварительной работы: анкетирование, интернет-голосование, широкой информационной работы, — важным инструментом по выявлению инициатив являются предварительные собрания.

Предварительные собрания обычно локальные, проводимые на улицах или среди трудовых коллективов, позволяют познакомить жителей с программой, рассказать об ее особенностях, ключевых моментах, а также выслушать и принять в работу те предложения и инициативы, которые выдвигают сами жители.

Популярной практикой является проведение предварительных собраний в рамках праздничных мероприятий, когда перед началом мероприятия или после обсуждаются вопросы по Программе поддержки местных инициатив.

Для больших населенных пунктов оптимально проводить локальные собрания, это позволит включить в работу наибольшее число жителей, поскольку не все готовы прийти на итоговое собрание и тогда очень сложно определить, какой проект наиболее востребован и оценить, какую сумму софинансирования готовы внести жители. Если данные вопросы не обсудить заранее с жителями, то в дальнейшем могут возникнуть сложности с реализацией проекта, поэтому так важно охватить предварительной работой широкий круг граждан и сформировать четкое понимание, какие идеи доминируют и какие суммы готовы вкладывать жители для реализации того или иного проекта.

Таким образом, за время реализации ППМИ на территории края накоплен большой опыт и сформировались подходы к организации информирования граждан о возможностях инициативного бюджетирования и обсуждению проблем, имеющих приоритетное значение для граждан, что, безусловно, можно применять и в инициативном проектировании.
Елена МРАЧЕК, заместитель директора, начальник программно-информационного отдела ИГМУ,
Екатерина БАЗАНОВА, Наталья ЛОБЗИНА, консультанты Проектного центра инициативного бюджетирования