МД №49 — Июнь 2022

Нормотворчество
Индексация муниципальных пенсий:
включать или не включать в Устав
Одним из наиболее распространенных замечаний от органов прокуратуры является отсутствие в Уставах муниципальных образований норм об осуществлении индексации пенсий.

Для разрешения вопроса о необходимости внесения в Уставы соответствующих дополнений, необходимо учитывать следующие моменты.

Согласно части 6 статьи 75 Конституции РФ, индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлен порядок индексации нескольких видов пенсий, предусмотренных для конкретного перечня лиц, не охватывающего категорию лиц, замещающих муниципальные должности.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с нормами абзаца первого части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), а также положений статьи 8 Закона Красноярского края от 26.06.2008 № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае» (далее — Закон края № 6-1832) следует, что пенсия за выслугу лет, предоставляется лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе за счет средств местного бюджета и является дополнительной гарантией осуществления их полномочий.

В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований. Согласно части 9 статьи 34, части 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Частью 3 статьи 8 Закона края № 6-1832 предусмотрено, что уставом муниципального образования может быть установлен минимальный размер пенсии за выслугу лет.

Соответственно органы местного самоуправления имеют возможность вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

То есть, если у муниципального образования нет финансовой возможности, данная гарантия может и не устанавливаться. Обязанности по обязательному установлению минимального размера пенсии за выслугу лет законодательством не предусмотрено, равно как и обязанности их ежегодной индексации.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по внесению изменений в устав муниципального образования в части установления нормы об индексации пенсий для лиц, замещающих муниципальные должности.

Индексация пенсий муниципальных служащих с учетом принципа единства и взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы? осуществляется в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001
166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» — при централизованном повышении денежного содержания.

Соответствующие положения закреплены в подпункте «б» пункта 12 статьи 9 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае». Вместе с тем, положения части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ не предполагают обязательного включения в устав муниципального образования положений об индексации пенсий для муниципальных служащих.

Александр БУХРЯКОВ
заместитель начальника
экспертно-правового отдела ИГМУ