МД №48 — Март 2022

Нормотворчество
Уставы:
работа над ошибками
В рубрике мы разбираем наиболее распространенные ошибки в уставах муниципальных образований, которые мы выявляем в ходе правовых экспертиз.

1. Положения устава не соответствуют законодательству, определяющему вопросы местного значения.

Так, уставами муниципальных образований не учтены изменения законодательства, обусловленные вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2021 № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Который исключил из содержания вопроса местного значения, предполагающего обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков (п. 37 ч.1 ст. 14, п. 32 ч. 1 ст.15, п. 41 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ) слова проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка.

Кроме того, в связи со вступлением в силу 1 января 2022 отдельных положений Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

За городскими поселениями были закреплены два новых вопроса местного значения, предусмотренных соответственно пунктами 20.1 и 20.2 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следующего содержания:

- принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов сельского поселения, установлении и изменении их границ, а также осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов сельского поселения;

- осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов сельского поселения.

В целях приведения уставов в соответствие с действующим законодательством данные вопросы местного значения должны быть отражены в уставах соответствующих муниципальных образований.

Более того данные вопросы местного значения также должны быть отражены в уставах муниципальных районов края, в качестве вопросов местного значения решаемых ими на территории сельских поселений.

Также зачастую содержание уставов муниципальных образований не учитывает изменения внесенные в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Согласно данных изменений, вопрос местного значения, предполагающий утверждение правил благоустройства излагается в новой редакции и предусматривает осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.

Например, для поселений указанный вопрос местного значения излагается в следующей редакции:

«утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами».

Кроме того, для сельских поселений края актуальным недостатком уставов является несоответствие редакции вопроса местного значения, предполагающего осуществление дорожной деятельности, содержанию Закона Красноярского края от 23.12.2021 № 2-358 «О внесении изменений в статью 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», который изменил содержание данного вопроса местного значения, изложив его в следующей редакции:

«дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации»

Указанный закон края также внес корректировки в редакцию вопроса местного значения об участии в выполнении кадастровых работ, синхронизировав его содержание с Федеральным законом № 131-ФЗ и изложив следующим образом:

«участие в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ».

Ввиду принятия вышеуказанного закона Красноярского края до 1 января 2024 года, приостановлено закрепление за сельскими поселениями края вопроса местного значения «участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов», необходимо статью устава, устанавливающую порядок вступление в силу устава муниципального образования и вносимых в него изменений и дополнений пунктом следующего содержания:

«___. Действие подпункта указать номер подпункта пункта указать номер пункта статьи указать номер статьи приостановлено до 1 января 2024 года в соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 23.12.2021 № 2-358 «О внесении изменений в статью 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края»».

2. Многие уставы содержат положения, предполагающие возможность отзыва главы муниципального образования, избранного представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Напомним, что в большинстве муниципальных образований края глава избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Как разъяснил Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления: «…механизма отзыва выборного лица позволяет сделать вывод, что отзыв является «зеркальным отражением» механизма выборов. Из этого следует, что лишить полномочий выборное лицо в случае возникновения предусмотренных законом оснований могут только избиратели посредством прямого волеизъявления, поскольку указанные полномочия этому лицу были делегированы путем прямых выборов», сделав вывод о том, что поскольку избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса выборами не является, то на них институт отзыва не распространяется.

Вместе с тем, ряд уставов муниципальных образований содержат указание на отзыв главы избирателями в качестве оснований для досрочного прекращения его полномочий. Также в статье «Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования», наравне с этим часто содержится норма, определяющая момент прекращения полномочий главы в случае его отзыва избирателями

Кроме того, указанный недостаток прослеживается и в иных положениях уставов. Так, например, зачастую статья, регулирующая деятельность избирательной комиссии муниципального образования содержит в себе указания на формирование избирательной комиссии в целях организации голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления (главы). Данная статья, устанавливая полномочия избирательной комиссии, иногда определяет функционал по определению итогов голосования по отзыву главы.

Помимо этого, указание на возможность отзыва главы может также содержаться и в статье «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления».

Очевидно, что в случае, если глава муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, то вышеизложенные положения уставов подлежат корректировке при проведении правовой экспертизы.

3. Типовой недостаток уставов муниципальных образований содержится в статье «Вступление в силу устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав».

Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменил положения соответствующих Федеральных законов, которые не нашли своего отражения в уставах муниципальных образований.

Так, Федеральный закон о местном самоуправлении в измененной редакции, уточнил момент, с наступления которого глава муниципального образования в течение установленного срока обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений.

А именно в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Между тем, редакция обозначенной статьи уставов, как правило не учитывает описанных изменений законодательства.

4. Юридико-технические ошибки.

Нередко в ходе проведения юридической экспертизы уставов, специалисты выявляют юридико-технические ошибки, связанные с нарушением структуры статей, проявляющиеся, в том числе в отсутствие обозначений их структурных элементов (пункты и подпункты) или их неправильное обозначение.

Согласно Методическим рекомендациям по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, разработанных Министерством юстиции Российской Федерации, пункт, как структурная единица статьи обозначается символом соответствующей цифры с точкой «1.». В свою очередь структурной единицей пункта является подпункт, который обозначается следующим образом «1)». Меньшей структурной единицей нормы является абзац.

Между тем на практике, например встречаются случаи, когда статья устава, структура которой предполагает наличие пункта с делением на подпункты содержит в себе лишь обозначение подпунктов.

Кроме того, в качестве нарушения юридической техник в уставах муниципальных образований встречается использование сокращений (в том числе наименований органов местного самоуправления), которые не были введены в текст соответствующего устава в качестве таковых.

Для того, чтобы избежать нарушения юридической техники, например, в статье «Органы местного самоуправления», размещенной, как правило, в главе 1 рекомендуем указать сокращенные наименования, если они присутствуют в тексте устава. («Ивановский сельский Совет депутатов» дополнить словами «(далее по тексту Устава также – Совет, Совет депутатов)».
Анатолий ВИШНЕВЕЦКИЙ,
начальник экспертно-правового отдела ИГМУ
~