По данным прокуратуры Красноярского края за 8 месяцев 2021 года было выявлено более 1,5 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, возбуждено 26 уголовных дел, к административной ответственности привлечено 45 должностных и юридических лиц, к дисциплинарной свыше 500. Предостережения о недопустимости нарушения антикоррупционного законодательства объявлены 49 лицам. Правоохранительными органами выявлено 370 преступлений коррупционной направленности, к уголовной ответственности привлечено 159, из них более 100 должностных. Размер причиненного материального ущерба от преступлений коррупционной направленности составил 767 421 тыс. руб.
Коррупция по-прежнему является одной из системных угроз безопасности Российской Федерации, а работа по противодействию коррупционной преступности остается одним из приоритетных направлений.
Важнейшим инструментом предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Следует отметить, что коррупция и конфликт интересов —это не идентичные понятия, они вполне могут существовать в отсутствии друг друга. По сути, конфликт интересов — это ситуация, которая, как правило, предшествует коррупционному правонарушению. А основная задача регулирования конфликта интересов состоит в том, чтобы определить круг ситуаций, которые могут перерасти в коррупцию, и научиться вовремя их пресекать.
Конфликт интересов особенно опасен с точки зрения общественного восприятия, для людей подобные нарушения уже являются коррупцией, мало кто будет разбираться, перерос конфликт интересов в правонарушение или еще нет.
Возникновение конфликта интересов обусловлено рядом причин, связанных, с одной стороны, с особенностями функционирования системы муниципальной службы, с другой стороны, с конкретными морально-этическими установками конкретного муниципального служащего.
К объективным причинам возникновения конфликта интересов следует отнести обстоятельства служебного взаимодействия, которые приводят к столкновению частных и публичных интересов, возникающее несоответствие структуры органа его компетенции, жесткие иерархия и регламент, а также наличие пробелов и противоречий в положениях нормативных правовых актов.
Субъективные причины возникновения конфликта интересов состоят из неудовлетворенных социальных потребностей (социальный статус, денежное содержание), а также низких морально-психологических качеств муниципального служащего.
Условия возникновения конфликта интересов напрямую зависят от текущей социально-экономической ситуации. При соответствующих условиях комплекс объективно-субъективных причин инициирует появление конфликта интересов.
Предупредить появление конфликта интересов можно системно воздействуя как на причины, так и на условия его возникновения. Для муниципальных служащих профилактика возникновения ситуаций конфликта интересов и урегулирование реальных ситуаций — одно из условий успешной профессиональной деятельности. Именно поэтому одной из ключевых тем текущего года Институт определил тему конфликта интересов.
В течении года мы будем освещать тему конфликта интересов через призму всех направлений нашей деятельности, а 5 мая в Институте стартует обучение на курсе повышения квалификации по программе «Противодействие коррупции. Конфликт интересов». Учебный курс разработан преподавателями Института для представителей муниципального управления и направлен на развитие института противодействия конфликту интересов на местном уровне. Слушатели курса изучат теоретические вопросы института противодействия конфликту интересов и научатся на практических примерах распознавать ситуацию конфликта интересов, а также сформируют навык организации работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.