МД №49 — Июнь 2022

Законодательная инициатива
Местная законодательная
инициатива: экспертное содействие
Внесение в законодательный орган субъекта РФ проектов законов представительными органами муниципальных образований не является редкостью. Как правило, с такой инициативой выходят представительные органы крупных городских округов, где имеется штат опытных юристов, способных обосновать необходимость предложенных законодательных изменений, а также подготовить необходимый перечень документов и проконтролировать соблюдение всех административных процедур. В менее обеспеченных профессиональными кадрами муниципальных образованиях существует потребность в экспертной поддержке законотворческого процесса.

Идея создания на базе Института центра экспертно-правового сопровождения по вопросам подготовки проектов Законов края возникла в 2020 году, в начале 2021 была подготовлена «дорожная карта» проекта «Экспертное содействие развитию института местной законодательной инициативы».
Какие цели и задачи проекта?
Цель проекта — формирование системных знаний, умений и навыков у представителей муниципального управления в реализации механизмов законодательной инициативы.

Новизна проекта заключалась в экспертном и методическом содействии депутатам представительных органов, главам муниципальных образований на всех этапах реализации законодательной инициативы. Для достижения данного результата планировалось внедрить технологию экспертного сопровождения законодательной инициативы на муниципальном уровне, повысить вовлеченность муниципальных депутатов и глав в законотворческий процесс; содействовать совершенствованию краевого законодательства в сфере местного самоуправления.
Кто участвовал в реализации проекта?
С инициативой участия в реализации проекта выступил Абанский районный Совет депутатов, с которым Институт выстроил плодотворное сотрудничество на всех этапах законотворческой работы. Напомним, что в силу пункта 1 статьи 139 Устава Красноярского края право законодательной инициативы в Законодательное Собрание Красноярского края принадлежит, в том числе представительным органам муниципальных образований.
В какой закон необходимо было внести изменения?
С учетом тех проблем, которые уже наблюдались в деятельности административных комиссий, созданных в различных муниципалитетах края, Институтом совместно с Абанским районным Советом депутатов было принято решение начать работу по подготовке изменений в Закон Красноярского края от 02.10.2008 № 7-2161 «Об административных правонарушениях» (далее — Закон края № 7-2161).
Зачем менять закон?
Действующие на тот момент положения статей 14.1 и 14.2 Закона края № 7-2161 устанавливали, что органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 5.1, 9.1 Закона края № 7-2161, являются одновременно мировые судьи и административные комиссии, при этом в законе отсутствовали критерии и конкретные пределы разграничения подведомственности между мировыми судьями и административными комиссиями, при которых возможно определить, что конкретное дело будет рассматриваться тем или иным субъектом.

Вопросы о необходимости внесения изменений в краевой закон обсуждались сотрудниками экспертно-правового отдела Института с сотрудниками кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского федерального университета. Представители университета полностью поддержали идею о реализации механизма законодательной инициативы, поскольку правовая неопределенность в Законе № 7-2161 может обуславливать следующие практические проблемы:

1) возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях разными субъектами административной юрисдикции, что не позволяет обеспечить единообразие правоприменительной практики при назначении наказаний, может привести к неравномерному распределению нагрузки между мировыми судьями и административными комиссиями на территории различных муниципальных образований;

2) создается возможность необоснованного и произвольного выбора должностным лицом юрисдикционного органа, который будет рассматривать конкретное дело. Как следствие, нарушение равномерной нагрузки поступления юридических дел в различные юрисдикционные органы, вызванное излишней склонностью должностных лиц к приоритетному выбору одного из юрисдикционных органов.

В целях устранения указанной правовой неопределенности обеспечения принципа равенства перед законом, была согласована консолидированная позиция, согласно которой предлагалось:

- установить административные комиссии в качестве органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.1 Закона края № 7-2161;

- отнести к компетенции мировых судей рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 9.1 Закона края № 7-2161.

Обоснование такого перераспределения составов административных правонарушений по субъектам их рассмотрения основывалось на следующих доводах.

В основу принципа для разграничения подведомственности статьи 5.1 Закона края № 7-2161 в полной мере можно принять те вопросы местного значения, которые разрешаются муниципальными образованиями по установлению и контролю за правилами благоустройства (пп. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, пп. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. «н» ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края»).

Необходимость закрепления подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.2 Закона края № 7-2161, мировым судьям обусловлена спецификой реализации Закона Красноярского края от 24.04.1997 № 13-487 «О семейных (родовых) захоронениях на территории Красноярского края».

Так, по общему правилу предполагается, что ответственность за нарушение сроков выделения земельного участка под семейное захоронение, его регистрации и перерегистрации, выдачи паспорта семейного захоронения несет должностное лицо администрации кладбища, однако на практике, в большинстве муниципальных образований отсутствуют администрации кладбищ, ввиду чего вопросы, отнесенные данным законом к ее компетенции, решаются органом местного самоуправления.

То есть, при рассмотрении дела административной комиссией фактически будет возникать «конфликт интересов», поскольку членами
административной комиссии (в состав которой чаще всего включаются муниципальные служащие) будет рассматриваться вопрос в отношении того должностного лица, с которым они регулярно работают (аналогичная ситуация была предметом рассмотрения в Верховного Суда РФ и представлена в Постановлении от 02.06.2011 № 18-АД11-7).

С учетом изложенного, для недопущения конфликта интересов, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.2 Закона края № 7-2161, предлагалось установить подведомственность дел данной категории мировым судьям.

В свою очередь, определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 Закона № 7-2161, не может быть связано с реализацией органами местного самоуправления вопросов местного значения, поскольку юрисдикционным органам необходимо будет проверить исполнение субъектами ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Красноярского края обязанностей по предотвращению и ликвидации стихийных бедствий, эпидемий и их последствий.

Таким образом, рассмотрение данной категории дел предполагает необходимость высокого профессионального уровня должностных лиц юрисдикционного органа для правильной квалификации сложных составов правонарушений, связанных с анализом краевого законодательства, в то время как наличие юридического образования у членов административных комиссий является скорее исключением, а не правилом.

С учетом изложенного, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 Закона края № 7-2161, предлагалось отнести к компетенции мировых судей.
Какими стали следующие шаги?
Изложенная аргументация была положена в основу пояснительной записки к подготовленному проекту Закона Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «Об административных правонарушениях». Рассмотренный на сессии Абанского районного Совета депутатов законопроект при участии специалистов Учреждения, которые ответили на возникшие вопросы депутатов, получил всеобщее одобрение и в дальнейшем был внесен в Законодательное Собрание Красноярского края на рассмотрение.

К законопроекту были приложены заключения как Института, так и кафедры СФУ о необходимости внесения в Закона края № 7-2161 соответствующих изменений.

На пути к своему рассмотрению законопроект прошел проверку в экспертно-аналитическом управлении Законодательного Собрания Красноярского края — противоречий федеральному законодательству и коррупциогенных факторов установлено не было.

Далее законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Законодательного Собрания края с участием представителей Института и председателя Абанского районного Совета депутатов Павла Попова, которые пояснили важность предлагаемых изменений для муниципалитетов края, в части работы административных комиссий.
Итоги проекта
21 апреля 2022 года на сессии Законодательного Собрания Красноярского края был принят Закон Красноярского края № 3-725 «О внесении изменений в Закон края «Об административных правонарушениях», в предложенной законопроектом редакцией. Тем самым была поставлена финальная точка в совместной работе Института, Абанского районного Совета депутатов и научного сообщества в успешной реализации местной законодательной инициативы.
Анатолий ВИШНЕВЕЦКИЙ
начальник экспертно-правового отдела ИГМУ