Действующие на тот момент положения статей 14.1 и 14.2 Закона края № 7-2161 устанавливали, что органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 5.1, 9.1 Закона края № 7-2161, являются одновременно мировые судьи и административные комиссии, при этом в законе отсутствовали критерии и конкретные пределы разграничения подведомственности между мировыми судьями и административными комиссиями, при которых возможно определить, что конкретное дело будет рассматриваться тем или иным субъектом.
Вопросы о необходимости внесения изменений в краевой закон обсуждались сотрудниками экспертно-правового отдела Института с сотрудниками кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского федерального университета. Представители университета полностью поддержали идею о реализации механизма законодательной инициативы, поскольку правовая неопределенность в Законе № 7-2161 может обуславливать следующие практические проблемы:
1) возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях разными субъектами административной юрисдикции, что не позволяет обеспечить единообразие правоприменительной практики при назначении наказаний, может привести к неравномерному распределению нагрузки между мировыми судьями и административными комиссиями на территории различных муниципальных образований;
2) создается возможность необоснованного и произвольного выбора должностным лицом юрисдикционного органа, который будет рассматривать конкретное дело. Как следствие, нарушение равномерной нагрузки поступления юридических дел в различные юрисдикционные органы, вызванное излишней склонностью должностных лиц к приоритетному выбору одного из юрисдикционных органов.
В целях устранения указанной правовой неопределенности обеспечения принципа равенства перед законом, была согласована консолидированная позиция, согласно которой предлагалось:
- установить административные комиссии в качестве органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.1 Закона края № 7-2161;
- отнести к компетенции мировых судей рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 9.1 Закона края № 7-2161.
Обоснование такого перераспределения составов административных правонарушений по субъектам их рассмотрения основывалось на следующих доводах.
В основу принципа для разграничения подведомственности статьи 5.1 Закона края № 7-2161 в полной мере можно принять те вопросы местного значения, которые разрешаются муниципальными образованиями по установлению и контролю за правилами благоустройства (пп. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, пп. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. «н» ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края»).
Необходимость закрепления подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.2 Закона края № 7-2161, мировым судьям обусловлена спецификой реализации Закона Красноярского края от 24.04.1997 № 13-487 «О семейных (родовых) захоронениях на территории Красноярского края».
Так, по общему правилу предполагается, что ответственность за нарушение сроков выделения земельного участка под семейное захоронение, его регистрации и перерегистрации, выдачи паспорта семейного захоронения несет должностное лицо администрации кладбища, однако на практике, в большинстве муниципальных образований отсутствуют администрации кладбищ, ввиду чего вопросы, отнесенные данным законом к ее компетенции, решаются органом местного самоуправления.
То есть, при рассмотрении дела административной комиссией фактически будет возникать «конфликт интересов», поскольку членами
административной комиссии (в состав которой чаще всего включаются муниципальные служащие) будет рассматриваться вопрос в отношении того должностного лица, с которым они регулярно работают (аналогичная ситуация была предметом рассмотрения в Верховного Суда РФ и представлена в Постановлении от 02.06.2011 № 18-АД11-7).
С учетом изложенного, для недопущения конфликта интересов, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.2 Закона края № 7-2161, предлагалось установить подведомственность дел данной категории мировым судьям.
В свою очередь, определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 Закона № 7-2161, не может быть связано с реализацией органами местного самоуправления вопросов местного значения, поскольку юрисдикционным органам необходимо будет проверить исполнение субъектами ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Красноярского края обязанностей по предотвращению и ликвидации стихийных бедствий, эпидемий и их последствий.
Таким образом, рассмотрение данной категории дел предполагает необходимость высокого профессионального уровня должностных лиц юрисдикционного органа для правильной квалификации сложных составов правонарушений, связанных с анализом краевого законодательства, в то время как наличие юридического образования у членов административных комиссий является скорее исключением, а не правилом.
С учетом изложенного, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 Закона края № 7-2161, предлагалось отнести к компетенции мировых судей.