МД №49 — Июнь 2022

Вопросы правоприменения
Меры противопожарной безопасности: разграничение полномочий
Залогом для эффективной реализации полномочий органами местного самоуправления является понимание границ их ответственности, что актуально и для реализации первичных мер пожарной безопасности.
Поскольку муниципальный район представляет собой многоуровневое муниципальное образование, то между ним, а также входящими в его состав сельскими и городскими поселениями полномочия в сфере пожарной безопасности должно быть соответствующим образом разграничено, что и сделано законодателем.

Так, за городскими и сельскими поселениями закреплен вопрос местного значения по обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (соответственно, пунктом 9 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; далее — Закон о местном самоуправлении).
Одновременно аналогичный вопрос местного значения — обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов — закреплен за муниципальными районами (п. 7.1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении).

Необходимо обратить внимание, что законодатель при закреплении за каждым видом муниципального образования данного вопроса местного значения использовал различные формулировки. Так, закрепляя за городскими и сельскими поселениями, он указал, что этими муниципальными образованиями полномочия реализуются в границах населенных пунктов. Для муниципального района использована противоположная формулировка — указано, что полномочия реализуются за границами населенных пунктов.

Разграничение полномочий наглядно представлено на схеме «Муниципальный район».
На схеме представлена территория муниципального района, в который входят как сельские, выделенные зеленым цветом, так и городские поселения, выделенные оранжевым цветом. Синие круги символизируют собой соответственно сельские или городские населенные пункты.

В зону ответственности городских и сельских поселений будут входить только те территории, которые находятся в границах городских и (или) сельских населенных пунктов (в границах синего круга), в свою очередь, муниципальный район реализует свои полномочия за границами населенных пунктов (заштрихованные области сельских и городских поселений).

Вместе с тем, из данного правила существует исключение, актуальное для сельских поселений, в границах населенных пунктов, которых существуют земли, государственная собственность на которые не разграничена. Это связано с особенностями предоставления данных земельных участков органами местного самоуправления.

В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если они не переданы в аренду или пользование, полномочия собственника осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на их предоставление в соответствии с пунктом 2 статьи 3.2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Соответственно законом установлено, что в каждом виде муниципального образования правом распоряжаться данными земельными участками обладают органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования:

 — городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;

 — органы местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.

Однако, в отношении таких земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, установлено особое правило, согласно которому полномочия по предоставлению данных земельных участков закреплены за муниципальными районами, в состав которых входит данное сельское поселение.

Соответствующие выводы нашли свое подкрепление и в судебной практике, так в Постановлении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2021 № 16−839/2021 указано, что «В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если они не переданы в аренду или пользование, полномочия собственника осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, который несет ответственность за их надлежащее содержание, предполагающее принятие мер по предотвращению пожароопасных ситуаций.

В связи с чем, администрация муниципального образования Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области в рассматриваемом случае не является лицом, обязанным производить очистку от сухой растительности территорий, государственная собственность на которые не разграничена, и не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения».
Таким образом, понимание того, каким образом разграничены полномочия по реализации первичных мер пожарной безопасности между различными муниципальными образованиями, может стать и основой для защиты интересов муниципального образования, его органов и должностных лиц.
Максим ПЕНИЗЕВ
юрисконсульт ИГМУ