Административно-территориальное устройство края: изменение через законодательные инициативы
ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Отношения, связанные с установлением административно-территориального устройства Красноярского края, урегулированы Законом Красноярского края от 10 июня 2010 г. № 10-4763 «Об административно-территориальном устройстве Красноярского края» (далее – Закон края).

Перечень административно-территориальных единиц и территориальных единиц края устанавливается законом края (п. 2 ст. 4 Закона края). Входящие в сельсоветы сельские населенные пункты: села, поселки, деревни, — относятся к территориальным единицам Красноярского края (п. 1 ст. 7 Закона края).

Образование статуса территориальных единиц края является процессом изменения административно-территориального устройства края, которое осуществляется путем принятия законов края по представлению или при наличии заключения Губернатора края (п.п. 1, 2, 3 ст. 9 Закона края).

Согласно ст. 20 Уставного закона Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» проекты законов могут вноситься в Законодательное Собрание депутатами Законодательного Собрания, Губернатором края, а также иными субъектами права законодательной инициативы, определенными статьей 139 Устава края, в частности представительными органами муниципальных образований.
Таким образом, для образования населенного пункта муниципальное образование вправе воспользоваться правом законодательной инициативы.
Законопроекты оформляются и вносятся в Законодательное Собрание с соблюдением требований, установленных Уставом края, Уставным законом Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» (далее — Уставный закон), иными законами края.

При внесении законопроекта на рассмотрение субъектом (субъектами) права законодательной инициативы в соответствии с п. 3 ст.20 Уставного закона должны быть представлены:
пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и правовую оценку предлагаемого законопроекта, обоснование необходимости принятия данного закона, характеристику решаемых им целей и задач (в данной части также рекомендуем отразить необходимость и обоснованность увеличения территории поселка, перспективы развития данных территорий);
заключение об оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченным органом в порядке, установленном Губернатором края, по законопроектам, которые подлежат оценке регулирующего воздействия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
перечень законов и иных нормативных правовых актов края, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона края
финансово-экономическое обоснование (в случае если реализация законопроекта потребует материальных затрат)
для срочных законопроектов - мотивированное обоснование необходимости рассмотрения законопроекта в качестве срочного, подготовленное в соответствии с требованиями, установленными Регламентом Законодательного Собрания
электронная версия указанных документов
В силу ч. 1 ст. 34 Устава края вопросы административно-территориального устройства края решаются путем принятия законов края. Указанные законы края принимаются по представлению или при наличии заключения Губернатора края.

При этом порядок получения заключения Губернатора не регламентирован, а в соответствии с пп. 6.4 п. 3.1 Распоряжения Администрации Губернатора Красноярского края от 30 декабря 2009 г. № 390-ра участие в подготовке заключений Губернатора края на проекты законов края по вопросам административно-территориального устройства края осуществляет Управление территориальной политики Губернатора Красноярского края.

Ввиду чего для получения заключения Губернатора на законопроект, считаем целесообразным направление подготовленного законопроекта и приложений к нему в Управление территориальной политики Губернатора Красноярского края, адрес местонахождения: 660009, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 110, телефон: + 7 (391) 249-30-58, факс: + 7 (391) 249-36-88.

Дополнительно при внесении в Законодательное Собрание края проекта закона края об изменениях в административно-территориальном устройстве края субъектами права законодательной инициативы должны быть представлены документы, предусмотренные в соответствии с п.1 ст. 10 Закона края.

Вносимый в Законодательное Собрание края законопроект должен быть изложен в виде правовых предписаний. В одном и том же вносимом в Законодательное Собрание края законопроекте не должны содержаться предписания, касающиеся не связанных предметов регулирования.

В качестве примера рекомендуем ознакомиться с Законом Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6663
«Об изменении статуса рабочих поселков и внесении изменений в Закон края «О перечне административно-территориальных единиц и территориальных единиц Красноярского края».
Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующий
алгоритм изменения административно-территориального устройства края
в форме образования/упразднения населенного пункта (территориальной единицы края)
1
Подготовка законодательной инициативы – текста законопроекта, необходимых документов.

По вопросу последовательности действий по подготовке законопроекта просим обратить внимание на ранее указанные требования к обязательным приложениям к законопроекту
2
Направление в Управление территориальной политики Губернатора Красноярского края подготовленного текста законопроекта и обязательных приложений к нему, для получения заключения Губернатора края на законопроект;
3
После получения положительного заключения Губернатора края на законопроект принимается решение представительного органа о внесении проекта закона края в Законодательное Собрание края
4
Рассмотрение внесенного законопроекта Законодательным собранием Красноярского края осуществляется в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания Красноярского края, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 19.02.2009 № 8-2963П.
Максим ПЕНИЗЕВ,
юрисконсульт ИГМУ