Субсидии по возмещению недополученных доходов
ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса РФ (далее — БК РФ) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства РФ), выполнением работ, оказанием услуг.
Статья 78 БК РФ не содержит ограничения, согласно которому муниципальные предприятия не могут получать субсидии в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат. В силу пп. 3 п. 2 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6–8.1), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета, в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, и предусматривать положения, поименованные в п.3 ст. 78 Бюджетного кодекса.
Таким образом, с учетом закрепленного ст. 31 БК РФ права органов местного самоуправления самостоятельно определять форму и направления расходования средств соответствующего бюджета, возможно предоставлять субсидии муниципальным предприятиям с обязательным соблюдением требований вышеуказанных норм законодательства (письмо Минфина России от 13.03.2012 № 02-03-06/797), а также требований антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Ольга ТУГАРИНОВА,
юрисконсульт ИГМУ