Коммуникативное взаимодействие граждан и органов власти
Жизнь в цифре: центры управления и обращения граждан
Как цифровые технологии меняют формы и способы коммуникации между гражданами и органами власти и с помощью каких инструментов можно эффективно выстроить работу с «классическими» обращениями — обсудили во второй день форума

Ирина ВАЛЮШИЦКАЯ
заместитель директора — начальник отдела образовательных программ
и организационного развития ИГМУ
Интересно жить в эпоху гуманитарных перемен и технического прогресса. Пятьдесят лет назад, чтобы связаться с человеком, надо было написать письмо, пятнадцать лет назад — позвонить по городскому телефону, а сейчас мы используем мессенджеры, специализированные чат-боты и разного рода медиа-ассистенты.

С развитием информационных технологий формы коммуникаций между органами власти и населением тоже претерпевают изменения.

Все большее значение имеют технологии, обеспечивающие скорость принятия решений, поэтому двусторонние коммуникации постепенно перестают иметь окрас индивидуального общения, который присутствует в переписке или при личном обращении.

На площадке «Коммуникативное взаимодействие граждан и органов власти» эксперты обсудили, как информационные технологии меняют коммуникации между властью и гражданами и как в эпоху перемен быть с традиционными формами общения.

В качестве экспертов выступили директор по цифровой трансформации АНО по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог-регионы» Феликс Гадзаов, доктор юрид. наук, заведующий кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, советник заместителя председателя Уставного Суда Свердловской области (в отставке) (Екатеринбург) Александр Савоськин, кандидат юрид. наук, ученый секретарь кафедры конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета Вероника Мещерягина.

«АНО «Диалог" — это всероссийский межведомственный центр компетенций в сфере интернет-комму-никаций и оператор цифрового диалога между властью и обществом. Его дочерняя структура — «Диалог-регионы» является центром компетенций, осуществляющим деятельность по созданию и функционированию в субъектах Российской Федерации центров управления регионов и муниципальных центров управления.
«Наша специализация — это работа в Интернете, и за несколько лет мы реализовали массу масштабных проектов — от Единого информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом до всероссийского интернет-конкурса «Лидеры интернет-коммуникаций». Однако самым знаковым и основополагающим остается проект по созданию и функционированию Центра управления регионов в 84 субъектах Российской Федерации», — рассказал Феликс Гадзаов.
Сейчас в региональной структуре управления ЦУР действует 82 отраслевых блока по восьми социально-значимым тематикам — здравоохранение, образование, социальная защита, транспорт, дороги, ТКО, ЖКХ и энергетика. Кроме того, органами местного самоуправления создано 530 центров муниципального управления.

Муниципальный центр управления (МЦУ) — проектный офис, который формируется по решению органов местного самоуправления на территории муниципального образования и регламентируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления, координация деятельности МЦУ осуществляется через АНО «Диалог-регионы.
«Аналитические центры, проектные офисы — чрезвычайно популярны сейчас как у нас в стране, так и за рубежом. Сейчас по данным аналитиков в мире функционирует более 11 тысяч таких мозговых центров. И это неудивительно, поскольку привычные традиционные модели управления во многих сферах не успевают за быстро изменяющимися внешними факторами. Более того, синергия гибких и распределенных управленческо-организационных единиц дает возможность, условно, при сложении 1+1 получать результат, существенно превышающий 2. Именно в этом мы видим суть муниципального центра управления»,— подчеркнул Феликс Гадзаов.
О тенденциях и перспективах развития конституционного права на обращение в России говорил Александр Савоськин.
«Главная тенденция сегодня — выделение все больших видов обращений, дробление в их классификации. Тенденция неизбежная, государство стремится создать удобный формат для общения власти с населением, считая, что данная форма для гражданина наиболее удобна. Это значит, что в будущем придется выдумывать создание неких автоматических режимов ответов, — отметил Александр Савоськин.
Эксперт обратил внимание на повышение роли цифровизации, которая позволит приблизиться к формату сервисного государства предполагающего особо гуманистическое отношение к гражданину как к потребителю, а к органам власти как к поставщику, как к субъекту, оказывающему услуги. Эта концепция распространяется на все сферы, включая сферу работы с обращениями граждан. Подтверждением является платформа обратной связи на портале Госуслуги, которая, по сути, является еще одной разновидностью коммуникации с населением.
«Предположу, что в ближайшем будущем будет подтверждена возможность закрепить такую универсальную услугу как направление электронных обращений в органы власти: появится возможность подавать обращения, подписанные ЭЦП, подача обращения в любой орган власти через портал госуслуг и, скорее всего, появится неизбежная идентификация на сайте электронной приемной вашего органа власти», — допустил Александр Савоськин.
Эксперт отметил, что на муниципальном уровне сейчас ведется повсеместная работа по регулированию личного приема граждан. Во многих муниципалитетах приняты локальные акты, которые предусматривают использование системы предварительной записи и дистанционного приема. Однако такая система не должна быть препятствием для гражданина для попадания на личный прием.

Продолжила обсуждение вопросов по особенностям работы с обращениями граждан Вероника Мещерягина.
«Новые технологии появляются, они бывают очень разные, но все-таки это инструмент, а то, чем мы пользуемся — это до сих пор нормы закона», — указала Вероника Мещерягина.
Учитывая современную проблематику вопроса, что такое обращение и как его «отсечь» от схожих явлений, эксперт предложила отличать «классические» обращения от тех форм, которые законодатель с каждым годом все активнее развивает. В частности, рассматривать обращения в «классической форме» и отделять их от схожих явлений даже на уровне локальных актов, что снизит объем бюрократической работы. Однако динамика последних изменений Федеральных законов № 324 и № 8 позволяет выделить в отдельную категорию процедуру информирования граждан.
«Обмен информацией по многим показателям становится более востребованной формой коммуникации между гражданином и органом власти, чем рассмотрение обращения граждан», — отметила Вероника Мещерягина.
Эксперт напомнила, что Федеральный закон № 8 предполагает целый спектр того, что сейчас относится к институту информирования: обнародование (опубликование) деятельности в СМИ, размещение в сети «Интернет», предоставление информации по запросу, размещение в помещениях, занимаемых органами власти, присутствие физических, юридических лиц на заседаниях коллегиальных органов. Сейчас согласно законодательству органы муниципальной власти обязаны создавать свои сайты, но если нет такой возможности, вы можете размещать информацию о своей деятельности на официальном сайте субъекта, на территории которого вы находитесь.

На практике сейчас есть сложности, связанные с информированием о деятельности органов власти. Хотя, например, депутаты активно стали пользоваться соцсетями, элементы блога никак не урегулированы законодательством.
«Общение через соцсети не влечет никаких правовых последствий ни для вас, ни для граждан, поэтому информирование в своем посте о личном приеме личным приемом не является, — подчеркнула Вероника Мещерягина. —Хотя в перспективе, прямые эфиры в соцсетях в рамках консультирования скорее всего будут использоваться, потому что эта форма коммуникации действительно удобная и позволяет охватить большую аудиторию, то, что вам не позволит сделать ни один личный прием.