Механизмы общественного участия в МСУ
Аварийно-спасательные формирования: организация работы
В целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований самостоятельно создаются и поддерживаются в состоянии готовности необходимые силы и средства, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Силами, предназначенным для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера, являются аварийно-спасательные формирования и (или) аварийно-спасательные службы (далее — АСФ, АСС), создание, содержание и организация деятельности которых осуществляется:

на территории городского поселения — органами местного самоуправления такого городского поселения;

на территории сельского поселения — органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого расположено соответствующее сельское поселение;

на территории муниципального, городского округа — органами местного самоуправления муниципального, городского округа, в соответствии с п. 24 ч. 1, ч. 4 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответственно.

Под АСС мы понимаем совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют АСФ.

АСФ — это самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением и материалами.

В силу положений п. 5 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», АСФ муниципального образования могут создаваться:

• на постоянной штатной основе (профессиональные АСФ);

• на нештатной основе (нештатные АСФ);

• на общественных началах (общественные АСФ).

Профессиональные АСФ муниципального образования создаются по решению органов местного самоуправления муниципального образования, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Общественные АСФ создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные АСФ представляют собой самостоятельные структуры, созданные на базе организаций на нештатной основе из числа работников таких организаций, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Создание нештатных АСФ на базе организаций, расположенных на территории муниципального района, из числа работников таких организаций, обеспечение нештатных АСФ специальными техникой и оборудованием, а также укомплектование квалифицированными специалистами существующих аварийно-и ремонтно-восстановительных, медицинских и др. подразделений, позволит органам местного самоуправления организовать проведение аварийно-спаса-тельных работ имеющимися силами, без создания профессионального АСФ, с использованием имеющихся на территории ресурсов.

Состав, структура, оснащение и подготовка нештатных АСФ определяются в соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», с учетом масштабов наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций и происшествий на территории конкретного муниципального образования.

Подготовка нештатных АСФ осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», 18.09.2020 № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Совета администрации Красноярского края от 23.08.2007 № 361-п «Об утверждении Положения об организации подготовки населения Красноярского края в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и проводится в КГКОУ ДПО «Институт региональной безопасности», образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы (курсовое обучение).

Вновь созданные АСС, АСФ, в том числе на нештатной основе, должны пройти аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ в краевой аттестационной комиссии (постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».

На аттестации проверяются такие показатели, как профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей АСС, АСФ, оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.

Слаженность формирований проверяется при проведении учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

По результатам аттестации АСС, АСФ аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ; аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ; отказать в аттестации.

После принятия положительного решения выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
Агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края