Механизмы общественного участия в МСУ
Школьное бюджетирование — образовательную среду меняем вместе
Высоким потенциалом в решении проблемы инертности и отсутствия вовлеченности в социальную жизнь территории обладает технология — школьное инициативного бюджетирования. С одной стороны, она является инновационным направлением в сфере воспитания школьников, с другой — направлена на формирование активного гражданского поведения. Результаты мониторинга за 2021 год показывают, что школьное и молодежное инициативное бюджетирование уже реализуется в 20 субъектах страны.

Практики реализации школьного инициативного бюджетирования выявили две модели. В рамках первой модели участники — молодежь и школьники, — вовлекаются в решение проблем территории, развития школьной инфраструктуры через взаимодействие с органами муниципальной власти. Вторая модель ориентирована на педагогизацию процесса вовлечения школьников в принятие управленческих решений по распределению части бюджетных средств, направленных на улучшение образовательного пространства.
Особенностью развертывания практик школьного инициативного бюджетирования является отсутствие ограничений в масштабе. Так, ряд образовательных организаций внедряет практики без централизованного запуска на региональном или муниципальном уровне. Каждая практика включает в себя:

• нормативное-правовое регулирование;

• механизм финансового обеспечения;

• организационная структура (ответственные ведомства, система сопровождения, обучения, информирования и т.п.);

• технология ШкИБ;

• ограничения;

результаты и развитие практики.
В логике данных элементов на площадке форума и были рассмотрены две практики школьного инициативного бюджетирования: Проект «Школьный бюджет»: дизайн практики инициативного бюджетирования в городе Медногорске (Оренбургская область); Академия школьного бюджетирования, г. Лабытнанги (ЯНАО).

В Красноярском крае практика школьного инициативного бюджетирования только начинает формироваться. 8 – 9 декабря в школе с. Кириково Пировского муниципального округа прошел двухдневный семинар «Школьное инициативное бюджетирование: содержание, технологии и процедуры». Участниками стали представители 5 школ муниципального округа. Программа семинара включала обучение азам школьного инициативного бюджетирования (ШКИБ), деловую игру, которая погружает в технологию и процессы ШКИБа.

Экспертами выступили сотрудники Института и директор АНО «Аль-янс консультантов инициативного бюджетирования» (г. Киров) Михаил Шевелев. Представив себя в роли школьников, участники семинара прошли все этапы ШКИБ: выдвиже-ние идеи, формирование проектной заявки, подготовка презентации проекта, защита проекта на собрании.

Сейчас в школах с. Кириково и с. Пировское сформирована нормативная база для запуска школьного инициативного бюджетирования, идет работа по формированию организационных ресурсов.
«Практика, когда сами дети решают какую идею им воплотить и как на это привлечь инвестиции — просто замечательная. Классы или группа учащихся под руководством классного руководителя пишут проекты, как изменить образовательную среду — может, где-то шкафчики в школе оборудовать, зону отдыха создать или форму единую для всех приобрести…Таких направлений множество. Объединяя родителей, спонсоров, само образовательное учреждение, можно сформировать фонд, за счет которого, на самом деле, можно горы свернуть. В Кириковской и Пировской школах такая работа уже идет, а после семинара и другие загорелись идеей участия в программе ШкИБ», отметил директор Кириковской школы Олег Ивченко.