Противодействие коррупции на муниципальном уровне
Конфликт интересов —
отбросить все личное
Сибирский муниципальный диалог традиционно освещает тему противодействия коррупции. В этом году ключевым вопросом для обсуждения стал конфликт интересов в сфере муниципального управления

Анатолий ВИШНЕВЕЦКИЙ,
начальник экспертно-правового отдела ИГМУ
Программа Сибирского муниципального форума уделяет особое внимание вопросам противодействия коррупции. Опыт проведения форума в прошлом году, основной темой которого стали вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне, продемонстрировал необходимость организации отдельной площадки на XIII форуме для дискуссий и обмена опытом между властью, экспертами и представителями муниципального управления по данным вопросам.

9 декабря — в Международный день противодействия коррупции состоялся заключительный «забег» в рамках муниципального форума-марафона, посвященный конфликту интересов на муниципальном уровне.

Как вы успели заметить, тема площадки форума сформулирована более узко, нежели в прошлом году, когда мы обсуждали общие вопросы противодействия коррупции. Участники форума обозначили проблему, связанную с нехваткой практических методических рекомендаций в указанной сфере, и это стало толчком к началу масштабной работы Института по подготовке Сборника практик муниципальных образований различных регионов России по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Промежуточным итогам работы по подготовке Сборника была посвящена заключительная часть площадки.

Первым экспертом выступил исполнительный директор Совета муниципальных образований Ульяновской области Денис Седов. Его доклад был посвящен содействию, которое оказывает Совет муниципальным образованиям области в сфере противодействия коррупции, в том числе путем участия в обсуждении законопроектов, реализации правотворческой инициативы. Экспертом было озвучено интересное предложение закрепить за органами государственной власти субъекта полномочия по проведению антикоррупционных проверок в сфере предотвращения и урегулирования конфликта интересов на местном уровне, с целью выработки единообразного подхода по данному вопросу.

Вторым экспертом выступил заместитель руководителя администрации — директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Игорь Андреечев. Содержательное выступление Игоря Сергеевича запомнилось участникам еще прошлогоднего форума. Интерес к эксперту прежде всего вызван его осведомленностью практических проблем на местах: начиная с незнания лицами, вовлеченными в сферу местного самоуправления, правовых основ конфликта интересов и мер по его предотвращению и урегулированию, заканчивая более сложными вопросами, связанными с применением к лицу меры ответственности, за неисполнение названной обязанности. Примечательно, что львиная доля слайдов в презентации Игоря Андреечева была посвящена конфликту интересов в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности — категории, которой на федеральном уровне уделяется мало внимания. Со стороны участников форума возникло неподдельное уважение к Правительству Архангельской области, которое очень тесно взаимодействует со своими муниципалитетами по таким сложным вопросам, как конфликт интересов: проводит просветительские мероприятия, консультирует должностных лиц местного самоуправления, участвует в разрешении наиболее сложных и проблемных вопросов, не стремясь разрушить устоявшуюся на местах эффективную систему муниципального управления.

В заключительной части внимание участников площадки было устремлено на результаты работы Института по подготовке регионального Сборника по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Если поставить себя на место депутата представительного органа, главы муниципального образования или муниципального служащего, осуществляющих большой комплекс полномочий, исполняющих обязанности в различных сферах муниципального управления, то Сборник будет призван ответить на такие вопросы как:

«я попал в ситуацию, связанную с конфликтом интересов?»

«какие меры мне нужно принять, чтобы предотвратить и урегулировать конфликт интересов в той или иной ситуации?»

«какая роль комиссии в процессе урегулировании конфликта интересов?»

«какая ответственность меня ожидает за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов?»

Также в Сборнике будет представлена наиболее актуальная судебная практика по данной тематике, предложены универсальные модельные акты и алгоритмы действий по противодействию конфликту интересов.

На какой стадии подготовка Сборника сейчас?

Институтом, при поддержке Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и участии подразделений органов государственной власти различных субъектов России по противодействию коррупции, были получены 819 описаний ситуаций, связанных с конфликтом интересов в сфере местного самоуправления из 81 региона России.

Ситуации были квалифицированы, во-первых, по субъектам. Напомним, в системе муниципального управления задействованы следующие категории субъектов: лица замещающие муниципальные должности, муниципальные служащие и работники муниципальных учреждений.

Во-вторых, ситуации были квалифицированы по сферам муниципального управления, в которых возникал конфликт интересов, приведем некоторые примеры:
1. Сфера подчиненности или подконтрольности лиц, находящихся в отношениях родства или свойства с должностным лицом.
В такой сфере встречаются ситуации, например, когда супруг главы муниципалитета был устроен на должность водителя; дочь главы поселения выполняла обязанности бухгалтера администрации; сын главы района был руководителем муниципального унитарного предприятия и другие.
2. Выполнение функций муниципального управления в отношении лиц, связанных родством или свойством, в том числе в собственных интересах.
Сфера включает в себя примеры таких ситуаций как: передача родственнику в аренду имущества, без проведения конкурсных процедур; установление тарифов в сфере водоснабжения для ИП, являющегося родственником главы муниципального образования; участие в принятии решения о выделении финансирования в отношении ремонта здания, арендуемого организацией, возглавляемой супругой главы.
3. Сфера осуществления закупок (контрактная деятельность).
В данной сфере муниципального управления можно встретить такие распространенные ситуации: заключение контрактов на выполнение услуг (работ) с братом главы муниципалитета; заключение контрактов с организацией, учредителем которой является бывшая супруга главы; Привлечение подрядчиком по контракту в качестве субподрядчика родственника главы.
4. Выполнение контрольных функций в отношении организаций, граждан, связанных родством или свойством.
Сфера наполнена следующими ситуациями: осуществление муниципальным служащим контрольных функций в отношении подведомственного учреждения, руководителем которого является сын; проведение контрольных мероприятий в отношении субъектов экономической деятельности, одним из которых —ИП, являлась супруга служащего.
На этом перечень сфер муниципального управления, где чаще всего встречается конфликт интересов не исчерпан, впереди перед Институтом много работы по трансформации массива практик в прикладное методическое пособие, способное разрешить сложные вопросы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на местном уровне.

Напомним, что на сайте Института размещены проекты МПА по вопросам противодействия и профилактики коррупции и урегулированию конфликта интересов: Правовая поддержка — Проекты МПА (Вопросы противодействия и профилактики коррупции).