инициативнее бюджетирование
Три эффекта:
школьное инициативное бюджетирование в крае
Школьное инициативнее бюджетирование (далее — ШкИБ) —
это технология, направленная на вовлечение школьников в процесс изменений внутришкольной и муниципальной инфраструктуры, жизни детских и взрослых сообществ
Осенью 2022 г. на базе образовательных организаций Пировского муниципального округа стартовала реализация пилотного проекта ШкИБ в Красноярском крае. Что стало предпосылками для этого? Прежде всего, востребованность в технологиях по формированию гражданской мотивации и подготовке школьников к участию в общественно-значимых изменениях, практика участия школьных сообществ в реализации проектов Программы поддержки местных инициатив, в основе которой технология инициативного бюджетирования.
Цель пилотного проекта — апробировать технологию ШкИБ в образовательных учреждениях, сформировать организационно-правовые условия и методологическую базу для развития новой практики в регионе. Проект реализуется Проектным центром инициативного бюджетирования Красноярского края (Министерство финансов Красноярского края, ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края»), администрацией Пировского муниципального округа и Альянсом консультантов инициативного бюджетирования.

В двух школах Пировского муниципального округа — Кириковская и Пировская средние школы, — разработано и принято Положение о школьном инициативном бюджетировании. В каждой школе сформирован Штаб ШкИБ — совещательный орган при попечительском или управляющем совете. Именно Штаб отвечает за проведение и соблюдение всех процедур по распределению средств для реализации проектов школьников.

Какие средства распределяются? В рамках проекта ШкИБ в каждой школе формируется Фонд ШкИБ, денежные средства которого аккумулируются на бюджетных счетах образовательной организации. Фонд может иметь четыре источника денежных средств: собственные средства школа, добровольные пожертвования родителей и юридических лиц, средства местного бюджета. Для участия в конкурсных процедурах по распределению средств Фонда школьники предлагают инициативные проекты, которые могут быть направлены на обновление и благоустройство помещений и территории школы, приобретение техники и оборудования, проведение мероприятий.
Олег Ивченко, директор Кириковской средней школы.
«С запуском школьного инициативного бюджетирования в 2022 году были запущены некоторые эффекты, результаты которых появились уже в этом году. ШкИБ — это отличная возможность для консолидации социума вокруг образовательной организации. Родители, представители бизнеса и власти получают возможность увидеть проблемы школы, волнующие детей, и поучаствовать в их решении. Вместо пассивных наблюдателей, стоящих в позиции «над школой» с правом требований и указаний, они становятся соучастниками организации ее жизни и образовательного процесса в том числе.

На 1 января 2023 года фонд инициативного бюджетирования учреждения наполнен участниками образовательных отношений и организациями-партнерами суммой в 150 000 рублей, что уже свидетельствует о достижении первого эффекта — консолидации.

Кроме этого, ШкИБ — это средство повышения социальной активности обучающихся и качества образования, решающее в том числе задачи, предусмотренные федеральными образовательными стандартами.

На сегодняшний день решить «свои» школьные проблемы изъявили желание три класса — 7, 8 и 10, разработав три отличных проекта. Для создания проектов им потребовалось реализовать свои проектные умения, все виды грамотностей, а также знания, полученные на уроках математики, информатики, профессионально-трудового обучения, физики и других предметов.

Косвенным, но не менее важным эффектом, является привлечение дополнительных внебюджетных средств, которые посредством реализации проектов обучающихся будут направлены на развитие школьной материально-технической и учебной базы, а также на организацию образовательного процесса.

150 000 рублей для сельской школы, где обучается 78 детей, для этих целей вполне приличная сумма».
Елена МРАЧЕК
заместитель директора — начальник отдела ИГМУ