Образование
Виды недостоверной информации: разбираемся в деталях
Десять образовательных программ на актуальные для местного самоуправления темы доступны к изучению в Институте в 2023 году. В вестнике мы решили приоткрыть вам «кухню» курсов повышения квалификации и ознакомить с частью учебного контента курса «Информационное поле органов местного самоуправления». Такие ознакомительные фрагменты дают представление о содержании курса, однако все самое полезное доступно во время обучения, поэтому смотрите расписание программ и приходите к нам повышать квалификацию.
В этом выпуске поговорим об одном из элементов права на информацию — право на получение достоверной информации.

Источники получения информации разнообразны: печатные издания, телевидение, радио, интернет-издания, сайты, блоги и социальные сети.

Однако бывают ситуации, когда под видом достоверной выдается недостоверная информация, которая может оказать влияние на формирование общественного мнения, отношение населения к власти.

Недостоверная информация — это информация, несоответствующая действительности и являющаяся ложной ввиду противоречивости с реальностью.

Анализ законодательства позволяет выявить несколько видов недостоверной информации, распространение которой запрещено органам местного самоуправления.
  • Во-первых, это недостоверная информация о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    Администрация муниципального образования обязана в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлять информацию о состоянии окружающей среды, ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, о прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. В случае распространения недостоверной информации либо отказе в предоставлении или сокрытии такой информации должностные лица органов местного самоуправления могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности. Например, статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сокрытие или искажение экологической информации.

    Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды это уже уголовное преступление, ответственность за которое установлена статьей 237 Уголовного кодекса Российской Федерации.
    01
  • Второй вид — это недостоверная информация в экономической сфере.

    Федеральным законом № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на органы местного самоуправления возложена обязанность информационного обеспечения приватизации муниципального имущества. И в случае размещения недостоверной информации о проведении обязательных торгов или при предоставлении документации, содержащей недостоверные сведения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

    Еще один пример — Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Органы местного самоуправления как участники закупки обязаны размещать в единой информационной системе в сфере закупок документацию, связанную с закупками, например, планы графики и информацию об их реализации, реестр контрактов. Если нарушены правила или сроки размещения, должностное лицо будет привлечено к административной ответственности, например, в виде штрафа.

    Предоставили заведомо недостоверные сведения в орган, осуществляющий контроль в сфере закупок, также ждите привлечения к административной ответственности.
    02
  • Третий вид — недостоверная информация, посягающая на общественный порядок и общественную безопасность.

    Публичное распространение заведомо ложной информации под видом достоверной об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, об использовании Вооруженных сил Российской Федерации, об исполнении государственными органами Российской Федерации, должностными лицами органов местного самоуправления своих полномочий, образует в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации состав преступления.

    К административной ответственности должностные лица органов местного самоуправления могут быть привлечены за размещение в сети Интернет недостоверной общественно значимой, распространяемой под видом достоверных сведений информации, не соответствующей действительности и создающей угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.
    03