Вопросы правоприменения
Правовые основы постановки на учет инвалидов в качестве нуждающихся в жилье

Татьяна ПЛИСЯКОВА
юрисконсульт ИГМУ
Имеет ли право администрация муниципального образования поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданина, который обратился в рамках Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»?

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 6 ч. 1 ст. 14) (далее — Закон № 131-ФЗ), Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» (пп. «в» п. 1 ст. 1) предусмотрен вопрос местного значения: «в) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ, Кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления (далее также — ОМСУ, органы МСУ) в области жилищных отношений относятся, в том числе:

- ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3);

- предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 5).

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учетв качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных указанным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2).

Так, положениями статьи 49 ЖК РФ предусмотрены следующие категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях:

- малоимущие гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях (данной категории жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из муниципального жилищного фонда);

- иные категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (данным категориям по договору социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ).

В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям
(как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Так, в статье 2 Закона Красноярского края от 23.05.2006 № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» содержатся аналогичные нормы о том, что правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают:

1) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;

2) граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категориям граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, следует констатировать, что к «нуждающимся», относятся не только малоимущие граждане, но и иные категории граждан, не являющихся малоимущими, например, инвалиды. Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Письме Минфина России от 06.10.2014 № 08-04-06/3400 «…для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.».
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из изложенного следует, что к компетенции органов МСУ относится постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по различным основаниям, в том числе и малоимущих и иных категорий (ветеранов, инвалидов).

При этом, постановка на учет «нуждающегося» не подразумевает под собой обязанности ОМСУ предоставить жилое помещение из муниципального жилищного фонда.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, действующее законодательство не содержит порядка финансирования полномочий, напра-вленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.

Следует отметить, что согласно абзацу 2 преамбулы Федерального закона № 181-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, предусмотренные рассматриваемым Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В вышеупомянутом Письме Минфина России отражено, что «предо-ставление им (соответствующей категории граждан) жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ). (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 551-О-О).».

Исходя из приведенных норм права в их системной взаимосвязи, представляется, что администрация муниципального образования не только имеет право, но и обязана поставить на учет в качестве нуждающегося обратившегося заявителя, поскольку учет осуществляется по месту жительства органом местного самоуправления.