Как выбрать проект школьного инициативного бюджетирования



Инициативное бюджетирование
Экспертиза проектов
После выдвижения школьниками проектных идей происходит первичная оценка их общественной и личной значимости, реалистичности реализации в школе. Данный процесс сопровождают педагоги. Финалом данного этапа является формирование проектных команд, задача которых уже более детально проработать проектную идею, рассчитать необходимые ресурсы, обозначить роль школьников в реализации проекта, продумать вопросы дальнейшего содержания результата проекта.

В образовательной организации должна быть разработана и утверждена форма инициативного проекта школьного инициативного бюджетирования. Именно в соответствии с ней проектные команды разрабатывают проекты. Для проработки проекта, конечно, понадобится помощь, которую могут оказать педагоги, представители администрации школы, эксперты (кто ими будет — зафиксировано в локальных актах организации), а также представители родительского сообщества.

Эффективным форматом проработки проектов является процедура публичной экспертизы инициативных проектов школьников. Роль экспертной комиссии может выполнять Управляющий совет или Попечительский совет школы, приглашенные эксперты. Для школьных проектных команд устанавливается общий порядок презентации проектов, регламент обсуждения экспертами, в рамках которого эксперты могут вносить предложения по доработке проектов. Вопросы экспертов могут касаться, как целесообразности реализации проекта, вариантов решения обозначенной проблемы, расчетов стоимости проекта, так, возможно, и рисков непредвиденных/неучтенных расходов и, конечно, дальнейшего содержания реализованного проекта.

Необходимо отметить, что данный формат позволяет проектным командам попробовать себя в публичной презентации проектов, увидеть сильные или слабые стороны проекта.

5 мая в Пировской средней школе Институт провел мастерскую «В будущее без риска: экспертиза проектов ШкИБ».

В рамках мастерской экспертная комиссия, в состав которой вошли представители Управляющего совета школы, органов местного самоуправления Пировского муниципального округа, разобрали особенности технической экспертизы проектов ШкИБ.

По завершению мастерской проектные команды представили вниманию экспертной комиссии четыре проекта:

«Удобный двор»
«Камера! Мотор!»
«Школьный бульвар»
«Зона комфорта».

По итогам экспертизы проектные команды проработали предложения и замечания комиссии и приступили к следующему этапу – общешкольной рекламной кампании.
Выбор проекта для реализации
Ключевым этапом школьного инициативного бюджетирования является процедура выбора проекта (проектов) для реализации. И здесь важным фактором является соответствие процедур требованиям локальных актов образовательной организации. В зависимости от целей практики школьного инициативного бюджетирования определяются категории участников процедур выбора проектов:

• возрастной ценз (представители каких классов будут иметь право голоса),

• возможность и условия участия взрослых и т.п.

С одной стороны, включение взрослых — педагогов, родителей, в процесс выбора проекта позволяет сплотить школьное сообщество, учесть интересы разных групп интересов. В то же время субъектное ограничение, например, только учениками, позволяет минимизировать риски административного давления на выбор проектов.

Процедуры выбора проекта могут быть следующими:

• очное открытое голосование (простое поднятие рук);

• тайное голосование с использованием бюллетеней и урн для голосования;

• заочное голосование путем заполнения бюллетеней и предоставления их ответственным лицам в установленные сроки;

• голосование стикерами;

• онлайн голосование.

Обязательно следует определить регламент подсчета и оглашения результатов выбора проектов.

4 мая в с. Кириково Пировского муниципального округа Институт провел мастерскую «Выбор проектов ШкИБ: от теории к практике».

Результатом стало проведение администрацией школы общешкольного голосования, на котором были представлены три проекта: «Раздевалка 3.0», Loungeзона «Ура! Звонок!», «Школьный кинотеатр». Победителем стал проект «Раздевалка 3.0» по оборудованию в школе спортивных раздевалок, предназначенных для переодевания школьников после уроков физической культуры и спортивных секций. Процедура голосования включала в себя четыре этапа:

• публичная презентация проектов;

• открытое голосование стикерами;

• тайное голосование;

• подсчет и оглашение результатов.
Есть идея!
Что нужно для того, чтобы проектная идея для ШкИБ появилась и притягивала к себе увлеченных и заинтересованных школьников? Как повысить шансы на победу и, самое главное, реализовать проект?

Одна из составляющих успеха — медиасопровождение. Участники проектов ШкИБ должны иметь навыки по информационному продвижению и сопровождению как отдельных проектов, так и в целом школьного инициативного бюджетирования.

Именно об этом говорили и совместно с экспертами пробовали делать педагоги Пировского муниципального округа на семинаре «Медиасопровождение проектов ШкИБ».

Экспертами выступили сотрудники Института — методисты Екатерина Базанова и Виталий Цыганков, а также обозреватель газеты «Наръяна вындер» (Ненецкий автономный округ) Елена Дуркина, которые рассказали, какие задачи решает дизайн в проекте, как организовать новостное сопровождение, а также об особенностях продвижения проектов в социальных сетях. В рамках практического задания школьники разделились на команды, каждая из которых придумала и презентовала слоган, визуальное оформление и стратегию медиапродвижения своих проектов.

Сергей Ивченко, первый заместитель главы Пировского муниципального округа: «ШкИБ — это вовлечение школьников в создание новой образовательной среды. ШкИБ позволяет школьникам самим решать, в каких условиях учиться, что нужно изменить и что нужно привнести, исходя из реальных финансовых возможностей. Пировский муниципальный округ является пилотной территорией для реализации данного проекта и результат этой работы может стать основой для всего школьного инициативного бюджетирования в Красноярском крае».
Ответы на все вопросы
«72 вопроса об инициативном бюджетировании», именно так называется книга НИФИ Минфина России о развитии инициативного бюджетирования в России, которая вышла
в этом году.

Механизмы участия граждан в бюджетном процессе раскрываются на основе последних разработок и практического опыта в этой сфере. В частности, в издание вошли примеры инициативных проектов Красноярского края, реализованных в рамках Программы поддержки местных инициатив: Мокрушинского сельсовета Казачинского района, с. Тасеево Тасеевского района, Городокского сельсовета Минусинского района и других, а также описаны результаты деятельности Проектного центра инициативного бюджетирования Красноярского края.
Елена МРАЧЕК
заместитель директора — начальник отдела ИГМУ