Реформа контрольно-надзорной деятельности: какие задачи стоят перед органами местного самоуправления
Экспертное мнение

Алексей ПАХОМОВ
координатор проектов АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», эксперт Минэкономразвития России
31 июля 2023 года исполняется три года с тех пор, как был подписан Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Данный Закон ознаменовал начало масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности в стране.

За этот период произошли серьезные перемены и в регулировании осуществления муниципального контроля. Существенным образом на контрольно-надзорную деятельность повлияли и впоследствии вводимые Правительством России моратории на проведение проверок.

20 июля 2022 года Президент поручил обеспечить подготовку следующего этапа реформы контрольно-надзорной деятельности, предусмотрев, в частности, отмену контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, проводимых в отношении субъектов предпринимательства, деятельность которых не относится к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска причинения вреда, расширение применения риск-ориентированного подхода и внесение в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений.

Какие практические шаги необходимо предпринять органам муниципального контроля для решения стоящих задач на данном этапе реформы контроля и надзора?
Безусловно, важнейшим направлением реформы в условиях моратория на проведение контрольных мероприятий является расширение профилактики нарушения обязательных требований. Профилактика должна способствовать изменению самой парадигмы поведения муниципального инспектора. Не искать нарушения, фиксировать их и привлекать к ответственности, а прежде всего, не допустить нарушений в вверенной сфере деятельности. Это совершенно разные подходы в работе. Коренным образом меняется и инструментарий инспектора. В большей степени необходимо внедрять профилактические мероприятия. Как известно, в силу положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) к обязательным для органов муниципального контроля относятся два профилактических мероприятия: информирование и консультирование. Вместе с тем, в соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 10.03.2023) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление) существенное расширение получает применение профилактического визита, который в ряде случаев должен использоваться для оценки соблюдения обязательных требований, то есть может стать фактической заменой проверки. По итогам таких профилактических визитов может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений.

Например, в соответствии с п. 11.5 Постановления до 2030 года в отношении контролируемых лиц могут быть проведены профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, по следующим основаниям:

• по поручению Президента Российской Федерации;

• по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;

• по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

В этой связи, видится, что положения о видах муниципального контроля должны быть дополнены возможностью проведения профилактического визита.

Важное значение в условиях моратория имеет и наличие в положении о виде муниципального контроля такого профилактического мероприятия как объявление предостережения, которое часто является единственной возможной формой реагирования контрольного органа в условиях ограничения оснований для проведения контрольных мероприятий, при отсутствии в нарушении обязательных требований существенной непосредственной угрозы охраняемым законом ценностям.

По данным Минэкономразвития России контрольными (надзорными) органами применение профилактического визита и иных форм профилактики существенно расширено. Впервые количество профилактических мероприятий превысило проведение контрольных мероприятий. Это положительно оценивается бизнесом.

Вместе с тем, муниципальных инспекторов беспокоит существенное снижение способов контроля и привлечения к ответственности в важных сферах общественного порядка и безопасности, за которые отвечают преимущественно муниципалы. Например, сфера благоустройства, где привлечение к административной ответственности осложнена применением дополнительных процедур, которые не позволяют оперативно привлекать нарушителей правил благоустройства к порядку.

В этой связи Правительство России внесло изменения в Постановление, предоставив органам муниципального контроля дополнительный механизм поддержания порядка в сфере благоустройства территорий. В соответствии с постановлением от 19 июня 2023 года № 1001, в случае, если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. При этом, если нарушитель не устранит выявленные нарушения в сфере благоустройства, то он может быть привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания.

Другим важным направлением реформы является некий пересмотр применения системы управления рисками. В соответствии с поручением Президента предусматривается отмена контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, проводимых в отношении субъектов предпринимательства, деятельность которых не относится к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска. В развитие этих положений Правительством установлено, что до 2030 года в планы проверок включаются только плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Вместе с тем, особенностью муниципального контроля является малое количество муниципальных образований, которые предусмотрели в своих положениях указанные категории риска. В связи с этим перед органами местного самоуправления стоит задача оценить положения о видах контроля в этой части. Необходимо ли использовать систему управления рисками в этих условиях или следует переориентировать контрольную деятельность на осуществление преимущественно внепланового контроля и профилактики без применения плановых контрольных (надзорных) мероприятий? Безусловно, при наличии оснований на муниципальном уровне могут вводиться и категории объектов чрезвычайно высокого и высокого риска.

В этих условиях особое значение приобретает применение на местном уровне контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия (выездное обследование и наблюдение). Данные мероприятия могут проводится как при поступлении в орган муниципального контроля жалоб, так и на плановой основе. При этом, необходимо учиться использовать результаты данных мероприятий как для дальнейшей профилактической работы (например, осуществлять наибольшую профилактику в ходе выявленных при выездных обследовании недобросовестных лиц), так и для судебной защиты интересов муниципалитета и местных сообществ в отношении наиболее недобросовестных контролируемых лиц.

В заключение хотел бы обратить внимание, что введение моратория на проведение проверок — это не повод ничего не делать. Наоборот, особое значение приобретают наилучшие формы организации муниципального контроля.

Необходимо более взвешенно относится к планированию контрольной деятельности, обращая особое внимание на наиболее рисковые участки работы, где может быть причинен значительный вред (ущерб). Для этого необходимо более серьезно подходить к планированию профилактических мероприятий в ежегодной программе профилактики, внедрить в практику работы планы контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. Важно понимать, что профилактика должна проводиться не для «галочки», а для реального воздействия на подконтрольную среду и уменьшения количества нарушений.

Именно в этом и состоит главная задача современного этапа реформы контроля и надзора — в изменении основы для контрольной (надзорной) деятельности, которая должна быть направлена на предотвращение нарушений, а не на фиксацию уже состоявшихся нарушений требований. Безусловно, это сложная задача, которая может быть решена только при условии взаимного понимания как инспекторами, так бизнесом и гражданами, необходимости построения правового государства, основанного на уважении Закона
Коллеги, всю самую актуальную информацию об особенностях осуществления муниципального контроля в Российской Федерации вы найдете на сайте Мунконтроль. РФ

На платформе вы можете пройти онлайн тесты и проверить свои знания законодательства о контроле (надзоре) и сразу получить результат, скачать полезные материалы, а также узнать последние новости, задать вопросы эксперту и обменяться опытом с коллегами в Телеграм.
Алексей ПАХОМОВ
координатор проектов АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», эксперт Минэкономразвития России