Исполнение судебного решения: порядок действий при отказе гражданина от квартиры

Вопросы правоприменения
В практике муниципальных образований встречаются случаи, когда после судебных разбирательств на органы местного самоуправления решениями судов возлагаются обязанности по предоставлению гражданам жилых помещений, однако на этапе предоставления граждане отказываются заселяться в это жилое помещение и подписывать необходимые документы.

Для решения этой проблемы необходимо обратить внимание на то, что задача органов местного самоуправления при исполнении судебных решений является обеспечение соответствия своих действий резолютивной части решения суда, в которой содержатся требования о возложении обязанности совершить в пользу взыскателя определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий.

Как правило, в судебных решениях, касающихся обеспечения граждан жилыми помещениями, указывается, на обязанность органов местного самоуправления предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В Жилищном кодексе Российской Федерации понятие «благоустроенности жилого помещения» не дается, однако исходя из анализа выделяемых в судебной практике критериев «благоустроенности» жилого помещения, можно отметить, что как правило благоустроенным считается жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, а также иным требованиям законодательства. К элементам благоустройства жилых помещений относятся, в частности, водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств (аналогичная позиция представлена в Решении Балахтинского районного суда Красноярского края от 29.08.2023 по делу № 2-441/2023).

Законодательством не устанавливается исчерпывающий перечень санитарных и технических требований, которым должно соответствовать жилое помещение. Общие требования к жилым помещениям определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Соответствующие выводы представлены в абзаце третьем пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

В тоже время следует отметить, что предоставляемое жилое помещение также должно быть благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта. Уровень благоустройства в разных населенных пунктах неодинаков, поэтому содержание понятия «благоустроенное жилое помещение» зависит от степени благоустройства жилищного фонда, имеющегося в конкретном населенном пункте.

Таким образом, предоставление не всякого жилого помещения будет являться надлежащим исполнением судебного решения.

С учетом изложенных обстоятельств, рекомендуем провести анализ жилищного фонда населенного пункта муниципального образования, в котором предполагается предоставление жилого помещения, определить минимальный стандарт благоустроенности, которому должны соответствовать предоставляемые жилые помещения. В случае если для исполнения рассматриваемого решения суда необходимо приобретение или строительство жилого помещения, то соответствующие санитарные, технические требования, требования к благоустроенности к такому жилому помещения должны предусматриваться в соответствующей технической документации (муниципальных контрактах), либо при наличии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, должны быть проведены необходимые ремонтные и иные работы.

В случае соответствия благоустроенного жилого помещения санитарным и техническим требованиям, отказ от его принятия со стороны гражданина, которому по судебному решению органы местного самоуправления должны предоставить жилое помещение, будет считаться совершением действий, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, что влечет прекращение исполнительного производства на основании пункта 6 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве (аналогичная позиция изложена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.04.2016 № 49-КГ16-2).

Таким образом, исполнительное производство может быть окончено в том числе, если гражданин без объяснения мотивов либо без уважительных причин отказывается совершить действия, необходимые для исполнения решения суда – подписать, например, договор социального найма на благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Для фиксации данных обстоятельств предлагаем информировать судебного пристава-исполнителя о дате и времени, а также предлагать ему принять участие в процедурах осмотра предлагаемого жилого помещения и подписания договора социального найма между администрацией муниципального образования и гражданином, которому по судебному решению необходимо предоставить жилое помещение. В случае отказа гражданина от заселения в предоставляемое жилое помещение считаем целесообразным фиксировать данный факт путем предложения гражданина подписать соответствующий отказ с представлением мотивов, либо фиксацией данного факта в комиссионном порядке при отказе гражданина от подписания отказа.

Если хотите узнать еще больше о том, как правильно исполнять судебные решения, обращаем внимание, что специалистами Учреждения подготовлено Методическое пособие «Как исполнить решение суда», которое доступно на сайте Института в разделе «Правовая поддержка», подразделе «Методические материалы».
Максим ПЕНИЗЕВ
юрисконсульт ИГМУ