ШкИБ:
развиваем практику дальше
Инициативное бюджетирование
Благодаря инициативам школьников школы Красноярского края становятся не только местом для обучения, а приобретают облик современных пространств — оборудованных, светлых, интересных. Будь то удобный гардероб, новая спортивная раздевалка или светлый коридор, а еще множество зон для отдыха, игр, общения и встреч.

В 2023 году администрация Пировского муниципального округа, Институт государственного и муниципального управления, Пировская и Кириковская средние школы запустили пилотный проект школьного инициативного бюджетирования (далее — ШкИБ).

По итогам года в двух школах, при соблюдении всех процедур и технологии, были выбраны и реализованы проекты по оборудованию школьной спортивной раздевалки и организации общественного пространства в школьном коридоре. Как это часто бывает, хорошая идея получает развитие и продолжение. Уже осенью школы приняли участие во Всероссийском конкурсе школьных и молодежных экологических проектов (проектных заявок) инициативного бюджетирования «Эко-ШкИБ», где команда Пировской средней школы стала одним из победителей. Команда приняла участие в форуме в Москве, а на полученный денежный приз школьники смогли воплотить еще один важный проект и установить на первом этаже школы светодиоидные светильники.

В 2024 году идею ШкИБ подхватила еще одна школа, новый цикл стартовал уже в трех школах округа: Большекетской, Кириковской и Пировской. В каждой из них уже прошли процедуры выдвижения и выбора проектов ШкИБ. В Большекетской школе школьники выбрали проект по благоустройству гардероба, в Кириковской — победителем стал проект «Островок безделья», предполагающий возведение беседки для отдыха подростков и молодежи на территории школы. По замыслу авторов в беседке будет работать сеть Wi-Fi, проведен свет и установлена розетка для зарядки телефонов.
В цикле ШкИБ Пировской средней школы, помимо основных этапов, предусмотрены также внутренняя и внешняя экспертизы проектов, в рамках которых ребята презентовали проекты, выслушали мнения экспертов и с учетом замечаний доработали свои проекты. В итоге на общешкольном голосовании победу одержал проект «Новая школа», который предусматривает замену школьных стендов, обновление оформления школьных стен, создание грифельной стены.

Помимо прохождения необходимых организационных процедур в округе прошли первые Окружные игры ШкИБ. Мероприятие состоялось на базе Пировской средней школы, организатором выступила советник директора по воспитанию Татьяна Залевская. Участниками стали пять команд от школ округа: Большекетской, Троицкой, Икшурминской, Кириковской и Пировской.

В первой части школьники презентовали свою работу в рамках ШкИБ в 2023 и 2024 годах, а далее в командах разрабатывали проекты с бюджетом в 11 000 рублей и посвященные теме семьи. По результатам двухэтапного голосования победил проект Пировской школы, который и получил финансирование. Ребята планируют провести семейный фестиваль 8 июля в День семьи, любви и верности.

Реализация ШкИБ в округе стала основой управленческого проекта «ШкИБ-за качество». Команда Пировского муниципального округа вышла в финал регионального конкурса «Образование Красноярья: лидеры изменений» и будет представлен для защиты осенью.

Как видим, по сравнению с 2022 годом круг участников проекта расширился. Это значит, что практика школьного инициативного бюджетирования востребована и применима в образовательных учреждениях. Кроме того, в каждой из школ наблюдается тенденция к увеличению числа инициатив, выдвигаемых школьниками, а также расширению направленности проектов (например, появились инициативы по событийным проектам). Отдельно стоит отметить роль педагогов, которые сформировали систему кураторства проектных команд школьников, организовали работу по сопровождению проектов на всех этапах реализации — от выдвижения идеи до защиты и доработке проекта.

В целом, можно резюмировать, что на втором цикле ШкИБ практика развивается в организационном и методическом направлениях. Расширяется и масштабируется, обретает устоявшиеся традиции, становится узнаваемой, а главное практика ШкИБ стала пространством, где формируется доверие между всеми его участниками. Это является примером того, что при системной работе возникает поступательное развитие, а объединение усилий всех заинтересованных сторон — поддержке администрации школ, участия родителей, включенности муниципалитета, методического сопровождения Института, — усиливает результаты и эффекты программы.

Екатерина БАЗАНОВА

методист «ИГМУ»