Федеральным законом от 04.08.2023 № 469-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 469-ФЗ) внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанные изменения вступают в силу с 01.09.2024 и исключили из вопросов местного значения поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального образования и полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.
Более того, согласно части 2 статьи 16 Федерального закона № 469-ФЗ лечебно-оздоровительные местности местного значения и курорты местного значения, созданные до дня вступления в силу данного закона, признаются лечебно-оздоровительными местностями регионального значения и курортами регионального значения соответственно в случае их включения в перечень, предусмотренный пунктом 2 части 1 указанной статьи.
Так, в соответствии с данным пунктом в отношении лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов, в том числе эколого-курортных регионов, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 469-ФЗ высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела, до 1 июля 2025 года утверждает перечень лечебно-оздоровительных местностей регионального значения, курортов регионального значения.
Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления с 01.09.2024 не будет относится представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения; участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов); участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов; ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.