Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П: подходы к исполнению общеобязательных предписаний Конституционного Суда Р Ф по порядку ликвидации несанкционированных свалок
Вопросы правоприменения
Участие в площадке приняли представители из 10 регионов РФ: Красноярский край, Иркутская область, Сахалинская область, Ленинградская область, Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Липецкая область, Новосибирская область (г. Новосибирск), Забайкальский край (г. Чита).
Тема, связанная с ликвидацией несанкционированных свалок, расположенных на земельных участках, неразграниченной собственности и федеральной собственности, весьма актуальна на протяжении нескольких лет. В 2023 году Конституционный Суд Р Ф дал разъяснения о недопустимости возложения полной материальной ответственности на бюджет муниципального образования, если на землях, не находившихся в собственности муниципального образования, расположена свалка.
Поскольку реализация Постановления 27-п вызывает множество вопросов, в прошлом году на XIVСибирском муниципальном форуме обсуждались возможные подходы, связанных с исполнением правовых предписаний.
Учитывая, что до настоящего времени законодатель не исполнил приведенные в указанном постановлении конституционные предписания, у представителей муниципального и государственного управления остались вопросы, связанные с исполнением Постановления.
С докладом о ситуации с несанкционированными свалками в лесах на территории Красноярского края выступил Александр Коробкин, заместитель министра природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
О пути администрации города Кодинска от Арбитражного суда до Конституционного Суда Р Ф рассказала Лариса Бажанова, заместитель директора муниципального казенного учреждения «Служба городского хозяйства муниципального образования город Кодинск», раскрыв обстоятельства дела и проблемные вопросы, с которыми столкнулась администрация на всех стадиях рассмотрения дела по взысканию расходов региональным оператором за ликвидированную им несанкционированную свалку с земельного участка неразграниченной собственности.
О тонкостях оспаривания конституционности возложения на муниципалитеты обязанности ликвидировать несанкционированные свалки на землях, государственная собственность на которые не разграничена, изложил Максим Пенизев, заместитель начальника экспертно-правового отдела Института.
Наталья Батищева, начальник экспертно-правового отдела Института, рассказала о методической инструкции по обращению в Конституционный Суд Р Ф, подготовленной по результатам работы площадки XIV Сибирского муниципального форума.

Методическая инструкция

О вопросах исполнения Постановления Конституционного Суда Р Ф от 30.05.2023 № 27-П с акцентом на проблемы применения постановления в узких границах, сложности финансового механизма возмещения расходов муниципалитетам, неоднозначность судебной практики в части привлечения РФ и субъектов РФ к ответственности, проблемы обоснования расходов на ликвидацию свалок рассказала Ольга Баженова, д.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права МГУ имени М. В. Ломоносова.
Кроме этого, на площадке была представлена практика Ужурского и Канского районов Красноярского края, Липецкой и Иркутской областей.
25 октября 2024 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект, направленный на реализацию Постановления Конституционного Суда Р Ф от 30.05.2023 № 27-П в части регулирования порядка ликвидации мест несанкционированного складирования отходов. Положения данного законопроекта также обсуждались в рамках работы площадки.
По результатам работы была выявлена необходимость в формировании единой правоприменительной практики по делам, связанным с ликвидацией несанкционированных свалок, возмещения расходов региональным операторам путем обобщения и выпуска «Сборник судебных практики». Помимо этого, было предложено подготовить предложения, алгоритмы по вопросам исполнения Постановления 27-П.

Презентация площадки
Наталья БАТИЩЕВА
начальник экспертно-правового отдела ИГМУ