Позади остались переживания, неизменно сопровождающие подачу заявки в Институт. Уже нет волнений от звонка куратора, задающего вопросы по проекту. Предвкушение и трепещущее ожидание результатов конкурса подошли к концу. Настал долгожданный момент — вы стали победителем конкурсного отбора ППМИ‑2025!
Собрали для вас короткие заметки-напоминания о том, как не упустить что‑то важное в реализации проекта.
1.
Постановление — делаем первый шаг в реализацию
Требования законодательства к изменению и расторжению контракта указаны в статье 95 Закона № 44-ФЗ
Распределение иных межбюджетных трансфертов (далее — ИМБТ) утверждается постановлением Правительства Красноярского края (далее — Постановление). Но, увидев свое муниципальное образование в перечне победителей, не спешите на следующий же день заключать контракт с подрядчиком. «Сигналом» для всех ваших дальнейших действий в реализации проекта служит Соглашение, заключенное между министерством финансов Красноярского края (далее — Министерство) и местной администрацией соответствующего муниципального образования.
Постановление — делаем первый шаг в реализацию
Требования законодательства к изменению и расторжению контракта указаны в статье 95 Закона № 44-ФЗ
Распределение иных межбюджетных трансфертов (далее — ИМБТ) утверждается постановлением Правительства Красноярского края (далее — Постановление). Но, увидев свое муниципальное образование в перечне победителей, не спешите на следующий же день заключать контракт с подрядчиком. «Сигналом» для всех ваших дальнейших действий в реализации проекта служит Соглашение, заключенное между министерством финансов Красноярского края (далее — Министерство) и местной администрацией соответствующего муниципального образования.
2.
Собираем инициативные платежи
Документы
Помните, что сбор денежных средств (инициативных платежей) осуществляется членами инициативной группы. Обязательно сверьтесь с протоколом итогового собрания, в котором зафиксировано, кто именно является ответственным за сбор и каков минимальный размер взноса. Кроме того, не стоит забывать про своевременное и правильное оформление ведомости сбора денежных средств, ведь она является приложением к договору пожертвования физических лиц. Не упустить что‑то важное на данном этапе вам поможет наша «Памятка по сбору денежных средств с населения в рамках ППМИ».
Собираем инициативные платежи
Документы
Помните, что сбор денежных средств (инициативных платежей) осуществляется членами инициативной группы. Обязательно сверьтесь с протоколом итогового собрания, в котором зафиксировано, кто именно является ответственным за сбор и каков минимальный размер взноса. Кроме того, не стоит забывать про своевременное и правильное оформление ведомости сбора денежных средств, ведь она является приложением к договору пожертвования физических лиц. Не упустить что‑то важное на данном этапе вам поможет наша «Памятка по сбору денежных средств с населения в рамках ППМИ».
3.
«Раз закупка, два закупка»
Путеводитель по программе поддержки местных инициатив Красноярского края
Техническое задание, муниципальный контракт, НМЦК — это далеко не все, что нужно знать, чтобы грамотно осуществить закупку. Лозунг «Будем действовать по обстоятельствам!» здесь совершенно не уместен, ведь заключение муниципального контракта в рамках реализации инициативного проекта ППМИ не является «закупочным исключением», а напротив, требует столь же ответственного подхода, как и все прочие закупки. Главное правило: на всех стадиях осуществления закупочных процедур руководствуйтесь требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и подзаконных актов, регулирующих данную сферу. И, конечно же, не стоит забывать о том, что ваш инициативный проект носит целостный характер, а значит «упростить» выбор поставщика или подрядчика, прибегнув к множественному заключению контрактов с единственным поставщиком — далеко не всегда самый верный путь. Узнать чуть больше важных правил вы сможете в нашем «Путеводителе», перейдя в раздел «Определение поставщика/подрядчика/исполнителя».
«Раз закупка, два закупка»
Путеводитель по программе поддержки местных инициатив Красноярского края
Техническое задание, муниципальный контракт, НМЦК — это далеко не все, что нужно знать, чтобы грамотно осуществить закупку. Лозунг «Будем действовать по обстоятельствам!» здесь совершенно не уместен, ведь заключение муниципального контракта в рамках реализации инициативного проекта ППМИ не является «закупочным исключением», а напротив, требует столь же ответственного подхода, как и все прочие закупки. Главное правило: на всех стадиях осуществления закупочных процедур руководствуйтесь требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и подзаконных актов, регулирующих данную сферу. И, конечно же, не стоит забывать о том, что ваш инициативный проект носит целостный характер, а значит «упростить» выбор поставщика или подрядчика, прибегнув к множественному заключению контрактов с единственным поставщиком — далеко не всегда самый верный путь. Узнать чуть больше важных правил вы сможете в нашем «Путеводителе», перейдя в раздел «Определение поставщика/подрядчика/исполнителя».
4.
«А у нас во дворе…» — особенности проектов по благоустройству дворовых территорий
Все способы расходования средств ИМБТ указаны в п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2024 № 793‑п
Все большую популярность начинают приобретать проекты, которые направлены на развитие объектов внешнего благоустройства, в том числе дворовых территорий, прилегающих к многоквартирным домам. Если такие дворовые территории образованы земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности, расходование средств ИМБТ осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, то есть без применения положений Закона № 44-ФЗ. Расходование средств субсидий осуществляется в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
«А у нас во дворе…» — особенности проектов по благоустройству дворовых территорий
Все способы расходования средств ИМБТ указаны в п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2024 № 793‑п
Все большую популярность начинают приобретать проекты, которые направлены на развитие объектов внешнего благоустройства, в том числе дворовых территорий, прилегающих к многоквартирным домам. Если такие дворовые территории образованы земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности, расходование средств ИМБТ осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, то есть без применения положений Закона № 44-ФЗ. Расходование средств субсидий осуществляется в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
5.
Точно такой же, только с перламутровыми пуговицами
Требования законодательства к изменению и расторжению контракта указаны в статье 95 Закона № 44-ФЗ
Зачастую при исполнении муниципального контракта в рамках реализации инициативного проекта возникают ситуации, которые вы, а порою и сам подрядчик, не в силах контролировать. К примеру, оборудование, которое планировалось закупить, сняли с производства, и оно больше не доступно к продаже. А, может быть, в процессе выполнения работ выяснилось отсутствие технической возможности использовать тот или иной материал, что повлекло за собой срочный поиск аналога. Да, такое случается. Это вовсе не значит, что проект заведомо будет не реализован. Закон № 44-ФЗ допускает ряд случаев, когда можно изменить условия контракта или заменить товар. Поэтому внимательно читаем законодательство, не боимся задавать вопросы юристам и специалистам по закупкам, а самое главное, про что точно не стоит забывать — любое изменение согласовываем с Министерством.
Точно такой же, только с перламутровыми пуговицами
Требования законодательства к изменению и расторжению контракта указаны в статье 95 Закона № 44-ФЗ
Зачастую при исполнении муниципального контракта в рамках реализации инициативного проекта возникают ситуации, которые вы, а порою и сам подрядчик, не в силах контролировать. К примеру, оборудование, которое планировалось закупить, сняли с производства, и оно больше не доступно к продаже. А, может быть, в процессе выполнения работ выяснилось отсутствие технической возможности использовать тот или иной материал, что повлекло за собой срочный поиск аналога. Да, такое случается. Это вовсе не значит, что проект заведомо будет не реализован. Закон № 44-ФЗ допускает ряд случаев, когда можно изменить условия контракта или заменить товар. Поэтому внимательно читаем законодательство, не боимся задавать вопросы юристам и специалистам по закупкам, а самое главное, про что точно не стоит забывать — любое изменение согласовываем с Министерством.
6.
Экономим, а не снижаем стоимость
В нашей повседневности всегда приятно получить желаемое, сэкономив при этом деньги: будь то бюджетно, но качественно выполненная работа, или товар, купленный с большой скидкой на распродаже. При реализации проектов ППМИ ожидания всё те же: воплотить проект в жизнь быстро, качественно и с минимальными затратами, а получив экономию — направить ее на приобретение чего‑то не менее важного и нужного для проекта. В ППМИ под экономией подразумевается сумма, полученная только по результатам торгов в конкурентных процедурах. Это значит, что, заключив контракт с единственным поставщиком «с большой скидкой», — по цене ниже, чем стоимость инициативного проекта, вы не получили экономию, а всего лишь снизили стоимость контракта, соответственно, реализовать оставшиеся от такого снижения средства в дальнейшем не получится. Полезная для вас информация по этой теме находится в «Памятке по использованию экономии по торгам».
Экономим, а не снижаем стоимость
В нашей повседневности всегда приятно получить желаемое, сэкономив при этом деньги: будь то бюджетно, но качественно выполненная работа, или товар, купленный с большой скидкой на распродаже. При реализации проектов ППМИ ожидания всё те же: воплотить проект в жизнь быстро, качественно и с минимальными затратами, а получив экономию — направить ее на приобретение чего‑то не менее важного и нужного для проекта. В ППМИ под экономией подразумевается сумма, полученная только по результатам торгов в конкурентных процедурах. Это значит, что, заключив контракт с единственным поставщиком «с большой скидкой», — по цене ниже, чем стоимость инициативного проекта, вы не получили экономию, а всего лишь снизили стоимость контракта, соответственно, реализовать оставшиеся от такого снижения средства в дальнейшем не получится. Полезная для вас информация по этой теме находится в «Памятке по использованию экономии по торгам».
7.
«Семь раз отмерь» — логика во всем
Срок согласования экономии с Министерством — не позднее 1 октября
И снова поговорим об экономии. Помимо конкурентности и сроков, что еще может вызвать вопросы? Конечно же, на что можно потратить сэкономленные средства. Здесь мы не сможем дать вам «универсальный рецепт», ведь каждый проект индивидуален, а содержание, цели и способы их реализации отличаются друг от друга. Но мы точно знаем, чего не стоит делать, распоряжаясь экономией.
Во-первых, не нужно пытаться «окупить» неоплачиваемый вклад. Приведем пример. Ваш проект направлен на ремонт крыши дома культуры. Стоимость проекта включает в себя только монтаж новой кровли, при этом демонтажные работы изначально предполагалось сделать за счет неоплачиваемого вклада юридического лица (это так же было указано в заявке на участие в конкурсном отборе). Заключить договор на эти виды работ (демонтаж) с этим же или иным юридическим лицом и оплатить такой договор из средств экономии вы уже не сможете. Почему? Ответ прост: неоплачиваемый вклад — один из критериев конкурсного отбора, за который предусмотрено начисление баллов для формирования рейтинга инициативных проектов. Изменение этого показателя в процессе реализации проекта невозможно.
Во-вторых, думая о том, куда потратить экономию, не стоит рассматривать вариант выполнения тех работ, которые не были включены в стоимость проекта, но без их выполнения реализация проекта невозможна. Так, закладывая в стоимость инициативного проекта, например, резиновое покрытие детской площадки, не стоит забывать, что для выполнения этих работ потребуется бетонное основание. Выполнить такие виды работ на средства экономии у вас так же не будет возможности.
Такие простые, на первый взгляд, примеры могут вызвать серьезные сложности и, вероятнее всего, финансовые потери. Поэтому очень важно, чтобы ваш проект носил цельный, продуманный и законченный характер, помните об этом. С другими частыми вопросами об экономии и ответами на них вы можете ознакомиться в «Путеводителе», перейдя в раздел «Экономия по торгам».
«Семь раз отмерь» — логика во всем
Срок согласования экономии с Министерством — не позднее 1 октября
И снова поговорим об экономии. Помимо конкурентности и сроков, что еще может вызвать вопросы? Конечно же, на что можно потратить сэкономленные средства. Здесь мы не сможем дать вам «универсальный рецепт», ведь каждый проект индивидуален, а содержание, цели и способы их реализации отличаются друг от друга. Но мы точно знаем, чего не стоит делать, распоряжаясь экономией.
Во-первых, не нужно пытаться «окупить» неоплачиваемый вклад. Приведем пример. Ваш проект направлен на ремонт крыши дома культуры. Стоимость проекта включает в себя только монтаж новой кровли, при этом демонтажные работы изначально предполагалось сделать за счет неоплачиваемого вклада юридического лица (это так же было указано в заявке на участие в конкурсном отборе). Заключить договор на эти виды работ (демонтаж) с этим же или иным юридическим лицом и оплатить такой договор из средств экономии вы уже не сможете. Почему? Ответ прост: неоплачиваемый вклад — один из критериев конкурсного отбора, за который предусмотрено начисление баллов для формирования рейтинга инициативных проектов. Изменение этого показателя в процессе реализации проекта невозможно.
Во-вторых, думая о том, куда потратить экономию, не стоит рассматривать вариант выполнения тех работ, которые не были включены в стоимость проекта, но без их выполнения реализация проекта невозможна. Так, закладывая в стоимость инициативного проекта, например, резиновое покрытие детской площадки, не стоит забывать, что для выполнения этих работ потребуется бетонное основание. Выполнить такие виды работ на средства экономии у вас так же не будет возможности.
Такие простые, на первый взгляд, примеры могут вызвать серьезные сложности и, вероятнее всего, финансовые потери. Поэтому очень важно, чтобы ваш проект носил цельный, продуманный и законченный характер, помните об этом. С другими частыми вопросами об экономии и ответами на них вы можете ознакомиться в «Путеводителе», перейдя в раздел «Экономия по торгам».
8.
Отчетность
Заключительное, но не менее важное напоминание: радость от реализации инициативного проекта не должна заставить вас забыть об отчетах. Это важно и необходимо. Отчеты, которые требуются в рамках ППМИ, предусмотрены федеральным законодательством (ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и Порядком (постановление Правительства Красноярского края от 31.12.2024 № 793‑п). Чтобы вам было удобнее систематизировать информацию о сроках и видах отчетности, подготовили для вас в «Путеводителе», раздел «Отчетность», а также памятку «Информирование об итогах реализации инициативного проекта».
Несомненно, это не все вопросы, которые возникнут у вас при реализации проекта. Каждый из проектов — уникален, и трудности, которые могут встретиться на его реализации, могут стать новыми как для вас, так и для консультантов. Но совместными усилиями, следуя нормам действующего законодательства, включая в процессы жителей и бизнес, используя методические наработки, воплощение проектов в жизнь станет эффективнее и легче.
Отчетность
Заключительное, но не менее важное напоминание: радость от реализации инициативного проекта не должна заставить вас забыть об отчетах. Это важно и необходимо. Отчеты, которые требуются в рамках ППМИ, предусмотрены федеральным законодательством (ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и Порядком (постановление Правительства Красноярского края от 31.12.2024 № 793‑п). Чтобы вам было удобнее систематизировать информацию о сроках и видах отчетности, подготовили для вас в «Путеводителе», раздел «Отчетность», а также памятку «Информирование об итогах реализации инициативного проекта».
Несомненно, это не все вопросы, которые возникнут у вас при реализации проекта. Каждый из проектов — уникален, и трудности, которые могут встретиться на его реализации, могут стать новыми как для вас, так и для консультантов. Но совместными усилиями, следуя нормам действующего законодательства, включая в процессы жителей и бизнес, используя методические наработки, воплощение проектов в жизнь станет эффективнее и легче.
Валентина АНТРОПОВА
методист ИГМУ
методист ИГМУ