Обзор важных для органов местного самоуправления изменений законодательства
Подготовлен с использованием правовой системы «Консультант Плюс»
В настоящем обзоре мы собрали основные изменения федерального и регионального законодательства. В частности, усовершенствован порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домов. Минтруд разъяснил требования к представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц. В Федеральный закон № 131-ФЗ внесены изменения, которые предусматривают сохранение места работы (должности) депутату представительного органа муниципального образования, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности.
Федеральное законодательство и законопроекты
Указ Президента РФ от 01.06.2020 № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации»
Справка

Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ будет проведено 1 июля 2020 года

При проведении голосования следует учитывать складывающуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку и необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Ссылка на документ
Роспотребнадзором утверждены «Рекомендации участникам общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утверждены 21.05.2020)
Справка

Для голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ на избирательном участке необходимо использовать маску, перчатки и личную авторучку

Рекомендован порядок при голосовании в помещении (месте) для голосования в день голосования (в день проведения голосования до дня голосования) и при голосовании вне такого помещения (места), например дома или в месте, оборудованном для проведения голосования вне помещения для голосования.

При голосовании в помещении, в частности, перед проходом в помещение необходимо придерживаться нанесенных специальных линий (указателей) движения, за которые не рекомендуется заходить при нахождении на предыдущей линии (у предыдущего указателя) другого участника голосования, соблюдать безопасную дистанцию между находящимися рядом людьми, которая должна составлять не менее 1,5-2 метров.

На проходе к помещению (месту) для голосования следует надеть маску, в обязательном порядке пройти температурный контроль, а также воспользоваться антисептическими средствами для дезинфекции рук. После этого сразу надеть одноразовые перчатки.

Категорически запрещены употребление пищи, напитков и рукопожатия.

«Рекомендации наблюдателям и представителям средств массовой информации, находящимся на участках для голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утв. Роспотребнадзором 21.05.2020)

Наблюдатели и представители СМИ, прибывающие на участок для голосования, должны иметь при себе достаточное количество одноразовых масок и перчаток, средства индивидуальной защиты, а также запас питьевой воды и одноразовой посуды

При подготовке к выезду на участок для голосования съемочной группы для работы над телерепортажем рекомендуется измерять температуру тела всех лиц из состава съемочной группы (журналистов, операторов, звукорежиссеров и др.) до выезда к месту голосования.

Наблюдателям и представителям СМИ целесообразно прибывать в место для голосования со своей авторучкой и блокнотом для личного использования.

В помещении (месте) для голосования в течение всего времени рекомендуется находиться в маске и одноразовых перчатках (периодически меняя их на новые).

Для регистрации следует предъявить члену участковой комиссии, осуществляющему регистрацию лиц, присутствующих при проведении голосования, документы, подтверждающие статус наблюдателя или представителя СМИ, а также документ, удостоверяющий личность (паспорт или документ, заменяющий паспорт). Указанные документы рекомендуется показать самостоятельно в развернутом виде, не передавая их в руки члену комиссии.

С целью идентификации личности наблюдателя или представителя СМИ при предъявлении члену участковой комиссии документа, удостоверяющего личность, необходимо кратковременно снять (опустить) маску.

При вынужденном передвижении по помещению (месту) для голосования наблюдателям и представителям СМИ необходимо соблюдать дистанцию не менее 1,5 - 2 метров от находящихся рядом членов комиссии и участников голосования.

Фото- и видеосъемка в помещении (месте) для голосования может осуществляться с места, определенного председателем участковой комиссии, с учетом соблюдения дистанции не менее 1,5 - 2 метров от людей, находящихся в помещении для голосования. Используемые в течение дня гаджеты, фото- и видеотехнику рекомендуется регулярно дезинфицировать.

В случае, если наблюдатель изъявляет желание присутствовать при голосовании вне помещения для голосования, организуемом по обращению участника голосования, находящегося на карантине, которое проводится отдельной группой членов участковой комиссии, обеспеченных усиленными средствами индивидуальной защиты, ему рекомендуется использовать аналогичные средства защиты (например, защитный комбинезон или одноразовый халат, защитные очки, респираторы или дополнительные маски, латексные перчатки, бахилы).

Указанные средства защиты наблюдателем приобретаются самостоятельно. По возвращении членов комиссии и наблюдателей после проведения выездного голосования участников голосования, находящихся на карантине, необходимо исключить контакты наблюдателей с иными гражданами, находящимися в помещении (месте) для голосования, до проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в дополнительном помещении (специальном месте), с утилизацией всех использованных для этого средств индивидуальной защиты.

Ссылка на документ
Рекомендации наблюдателям и представителям средств массовой информации, находящимся на участках для голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утв. Роспотребнадзором 21.05.2020)
Справка

Наблюдатели и представители СМИ, прибывающие на участок для голосования, должны иметь при себе достаточное количество одноразовых масок и перчаток, средства индивидуальной защиты, а также запас питьевой воды и одноразовой посуды

При подготовке к выезду на участок для голосования съемочной группы для работы над телерепортажем рекомендуется измерять температуру тела всех лиц из состава съемочной группы (журналистов, операторов, звукорежиссеров и др.) до выезда к месту голосования.

Наблюдателям и представителям СМИ целесообразно прибывать в место для голосования со своей авторучкой и блокнотом для личного использования.

В помещении (месте) для голосо-

вания в течение всего времени рекомендуется находиться в маске и одноразовых перчатках (периодически меняя их на новые).

Для регистрации следует предъявить члену участковой комиссии, осуществляющему регистрацию лиц, присутствующих при проведении голосования, документы, подтверждающие статус наблюдателя или представителя СМИ, а также документ, удостоверяющий личность (паспорт или документ, заменяющий паспорт). Указанные документы рекомендуется показать самостоятельно в развернутом виде, не передавая их в руки члену комиссии.

С целью идентификации личности наблюдателя или представителя СМИ при предъявлении члену участковой комиссии документа, удостоверяющего личность, необходимо кратковременно снять (опустить) маску.

При вынужденном передвижении по помещению (месту) для голосования наблюдателям и представителям СМИ необходимо соблюдать дистанцию не менее 1,5-2 метров от находящихся рядом членов комиссии и участников голосования.

Фото- и видеосъемка в помещении (месте) для голосования может осуществляться с места, определенного председателем участковой комиссии, с учетом соблюдения дистанции не менее 1,5-2 метров от людей, находящихся в помещении для голосования. Используемые в течение дня гаджеты, фото- и видеотехнику рекомендуется регулярно дезинфицировать.

В случае, если наблюдатель изъявляет желание присутствовать при голосовании вне помещения для голосования, организуемом по обращению участника голосования, находящегося на карантине, которое проводится отдельной группой членов участковой комиссии, обеспеченных усиленными средствами индивидуальной защиты, ему рекомендуется использовать аналогичные средства защиты (например, защитный комбинезон или одноразовый халат, защитные очки, респираторы или дополнительные маски, латексные перчатки, бахилы).

Указанные средства защиты наблюдателем приобретаются самостоятельно. По возвращении членов комиссии и наблюдателей после проведения выездного голосования участников голосования, находящихся на карантине, необходимо исключить контакты наблюдателей с иными гражданами, находящимися в помещении (месте) для голосования, до проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в дополнительном помещении (специальном месте), с утилизацией всех использованных для этого средств индивидуальной защиты.

Ссылка на документ
Федеральный закон от 24.04.2020 № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Справка

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена единая продолжительность гарантируемого периода, в течение которого за депутатами, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), сохраняется место работы (должность) на период осуществления полномочий депутата

Указанный гарантированный период не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Продолжительность сохранения места работы (должности) на период, необходимый для осуществления полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти отдельного субъекта РФ будет определяться законом соответствующего субъекта РФ, а депутата представительного органа отдельного муниципального образования - уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, в установленных пределах.

Ссылка на документ
Федеральный закон от 23.05.2020 № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Справка

Во взаимосвязанных положениях Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Увеличены сроки, в течение которых должны быть проведены выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, до «не позднее чем через один год со дня его создания» (ранее в течение шести месяцев).

Ссылка на документ
Федеральный закон от 24.04.2020 № 125-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»
Справка

Среднедушевой доход семьи будет рассчитываться по-новому. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка установлена Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ.

Указанная выплата полагается, если размер среднедушевого дохода семьи не выше двух региональных прожиточных минимумов для трудоспособного населения.

Принятым законом скорректирован порядок расчета среднедушевого дохода семьи.

Так, в частности, при расчете среднедушевого дохода семьи не будут учитываться доходы членов семьи, признанных безработными, а также суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Кроме того уточнено, что в расчете участвует сумма доходов членов семьи не за последние 12 календарных месяцев, а аналогичный период, начинающийся за шесть месяцев до даты подачи заявления.

Ссылка на документ
Усовершенствован порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домов
Федеральным законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 30-П.

Постановлением взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

Федеральным законом предусмотрено, в частности, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством РФ. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

Федеральный закон от 24.04.2020 № 128-ФЗ «О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации»
С 1 июля 2020 года изменятся правила организации учета электрической энергии на розничных рынках
Справка

Установлено, в частности, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электроэнергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии или иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электроэнергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электроэнергии (мощности):

при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета, которые используются для коммерческого учета электроэнергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);

в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электроэнергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике» случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электроэнергии (мощности).

Расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения указанных обязанностей, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электроэнергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.

Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии».
Правительством РФ подготавливается Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Справка

Расширен перечень оснований, при наличии которых субъектам малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в поддержке

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также корпорацией развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно проекту, в оказании поддержки должно быть отказано, в том числе, в случае, если:

с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, связанных с нецелевым использованием средств поддержки или представлением недостоверных сведений и документов, прошло менее чем три года;

не устранены нарушения порядка и условий оказания поддержки в срок, установленный органом, предоставившим меры поддержки.

Ссылка на документ
Минтруд разъяснил требования к представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц
Справка

Указом Президента РФ от 17 апреля 2020 № 272 (Указ № 272) продлено до 1 августа 2020 г. включительно представление сведений за 2019 год, срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента РФ.

Минтрудом подготовлен перечень нормативных правовых актов Президента РФ, предусматривающих категории лиц, на которых распространяются соответствующие требования.

При этом отмечено, что издание каких-либо ведомственных нормативных актов (локальных актов организаций), касающихся изменения срока представления сведений за отчетный 2019 г., не требуется.

Сведения за отчетный 2019 г. должны быть размещены на официальных сайтах в сети «Интернет» не позднее 20 августа 2020 г., а уточненные сведения - не позднее 21 сентября 2020 г.

Сообщается также, что органам госвласти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо продлить сроки представления сведений за отчетный 2019 г. лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственными гражданскими служащими субъектов РФ, муниципальными служащими, руководителями государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.

При продлении сроков следует руководствоваться Указом № 272.

Письмо Минтруда России от 29.04.2020 № 18-2/10/П-3881 «О сроках представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
Региональное законодательство и законопроекты
Проект Закона Красноярского края № 3512-81ПЗ «О внесении изменений в статью 2 закона края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» (внесен: 22.05.2020 года)
Справка

Федеральным законом от 24 апреля 2020 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена нормой, предусматривающей сохранение места работы (должности) депутату представительного органа муниципального образования, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности. При этом, период, на который гарантируется сохранение места работы, устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Предлагается дополнить Закон края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» соответствующей гарантией, определив, что конкретный период (количество дней) устанавливается уставом муниципального образования. При этом, освобождение депутата от выполнения служебных обязанностей производится по заявлению депутата в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.

Одновременно проектом предусматривается возможность компенсации таким депутатам утраты заработной платы, в размере, установленном уставом муниципального образования.

Ссылка на документ
Проект закона Красноярского края № 3232-75ПЗ «О внесении изменений в Закон края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» (внесен 08.05.2020 года)
Справка

В целях закрепления гарантии по предоставлению служебного жилого помещения или возмещения расходов по оплате найма жилого помещения, проектом предлагается закрепить положение, согласно которому лицу, замещающему должность главы муниципального образования на постоянной основе, могут гарантироваться: предоставление служебного жилого помещения на период замещения должности главы муниципального образования, а в случае невозможности предоставления служебного жилого помещения – возмещение расходов по оплате найма жилого помещения.

Также предлагается установить, что порядок предоставления служебного жилого помещения устанавливается представительным органом муниципального образования.

Ссылка на документ
Проект Закона Красноярского края № 2856-67ПЗ «О внесении изменений в закон края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, а также в сфере патронажа»
Справка

В Закон Красноярского края от 11.07.2019 года № 7-2988 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, а также в сфере патронажа» вносятся изменения, связанные с включением в сферу действия данного закона нового вида муниципальных образований – муниципальных округов.

Ссылка на документ
Указ Губернатора Красноярского края от 19.05.2020 № 122-уг «О дополнительных мерах по обеспечению стабильной социально-экономической ситуации в Красноярском крае в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV»
Справка

Правительству Красноярского края поручено обеспечить реализацию дополнительных мер по обеспечению стабильной социально-экономической ситуации в Красноярском крае в условиях распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в отношении поддержки отраслей, пострадавших в результате введенных ограничений в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в сферах туризма и предоставления гостиничных услуг, в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в сфере транспорта.

В частности, в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, поручено подготовить предложения о предоставлении отдельным категориям организаций отсрочки (рассрочки) платежей по налогу на имущество организаций на второе полугодие 2020 года, в сфере транспорта подготовить законодательную инициативу по освобождению на 2020 год от уплаты транспортного налога организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых являются грузовые и пассажирские перевозки, в отношении отдельных видов транспортных средств.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края поручено предоставить ресурсоснабжающим организациям на период до 1 сентября 2020 года отсрочку по уплате арендной платы по договорам аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также рассмотреть возможность предоставления преференций по уплате земельного налога и арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды экономической деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Ссылка на документ