Статьи

Одноуровневая модель МСУ в Кузбассе: задачи, этапы и эффекты преобразований

Правовая поддержка Опыт регионов
В Кузбассе, начиная с 2019 года, осуществляются масштабные муниципальные преобразования. По состоянию на 1 января 2019 г. в регионе было 210 муниципальных образований: 16 городских округов, 18 муниципальных районов, в состав которых входили: 22 городских поселения, 154 сельских поселения.

На сегодняшний день в Кузбассе 41 муниципальное образование: 12 городских округов, 18 муниципальных округов, 1 муниципальный район (в составе — 6 городских и 4 сельских поселения), процедура преобразования которого также запущена в феврале текущего года.
При создании муниципальных округов в Кузбассе были поставлены следующие задачи:
  1. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления.
  2. Исключение дублирования полномочий местных администраций.
  3. Эффективное использование бюджетных средств.
  4. Сокращение расходов на аппарат управления.
  5. Создание единой нормативной базы.
  6. Консолидация финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Основной массив муниципалитетов прошли процедуру преобразования в 2019 г.: 13 муниципальных районов с входящими в их состав 12 городскими поселениями и 114 сельскими поселениями были преобразованы в муниципальные округа. В 2020—2021 гг. еще 3 муниципальных района преобразовались в муниципальные округа.

В 2022 г. преобразования продолжились, произошло объединение Прокопьевского МОк и Краснобродского Г О во вновь образованное муниципальное образование Прокопьевский муниципальный округ.

В 2024 г. Междуреченский Г О, ввиду несоответствия доли городского населения площади территории городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, был преобразован в Междуреченский МОк (административный центр — город Междуреченск).

В 2024 г. произошло объединение трех муниципалитетов: Ленинск-­Кузнецкого ГО, Полысаевского Г О, Ленинск-­Кузнецкого МОк во вновь образованное муниципальное образование Ленинск-­Кузнецкий муниципальный округ.

Вызвано это историческими и географическими предпосылками. Так, история Полысаевского Г О тесно связана с г. Ленинск-­Кузнецким, частью которого он долгое время являлся. В 1980‑е гг. поселок Полысаево и пгт Красногорский входили в состав Октябрьского района г. Ленинск-­Кузнецкий. Посёлок Полысаево был преобразован 31 октября 1989 г. в город с подчинением Ленинск-­Кузнецкому горисполкому. В 1999 г. город получил статус самостоятельного муниципального образования в составе Кемеровской области.

Исторически гг. Ленинск-­Кузнецкий, Полысаево и Ленинск-­Кузнецкий МОк развиваются как единая промышленная, транспортная и социальная система. Муниципальные образования имеют тесную связь — общую сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, банковских и правоохранительных органов. Необходимость дальнейшего развития всех трех МО требовало объединения для решения задач жилищного развития, дорожно-­транспортной инфраструктуры и общественного транспорта, систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, повышения эффективности управления и качества жизни населения.

Процесс «усиления/укрупнения» МО — необходимая «точка опоры» для результативного развития межмуниципального сотрудничества и становления агломераций.

Во всех вновь созданных муниципальных округах в бывших поселениях сформированы территориальные структуры администраций: территориальные управления администраций МО (в количестве упраздненных сельских администраций, либо в меньшем количестве) или территориальные отделы в составе существующих или вновь созданных МО (как правило, управления жизнеобеспечения и территориального развития).

Примечательно, что актов противодействия преобразованиям со стороны аппаратов местных администраций, советов депутатов поселений (районов), а также жителей не было выявлено. Указанное стало результатом разработки для каждой преобразуемой территории продуманной «дорожной карты» по преобразованию, серии обязательных консультаций и встреч представителей органов законодательной и исполнительной государственной власти региона, взаимодействия с территориальными структурами федеральных органов государственной власти, серии мероприятий по обсуждению преобразований и взаимодействию с населением территорий, предусмотренных законодательством РФ.

В результате создания МОк удалось сократить численность депутатского корпуса, муниципальных служащих, что позволило достичь экономии средств на содержание управленческого аппарата и зданий (помещений) упраздненных городских и сельских поселений. Часть зданий используются для работы территориальных органов и для учреждений (в основном для размещения учреждений культуры). По данным муниципальных образований, контрольно-­надзорных органов, субъектов общественного контроля, в 2024 г. изменения набора услуг, льгот и гарантий, предоставляемых гражданам и организациям, а также диспропорции в предоставлении услуг, льгот и гарантий в связи с укрупнением, преобразованием муниципальных районов в муниципальные округа в Кузбассе не выявлено.

Эффекты от перехода на одноуровневую модель МСУ:


1.
Повышение эффективности работы органов МСУ (исключено дублирование работы местных администраций, и население четко понимает, куда обращаться для получения муниципальных услуг).

2.
Создание единой нормативной базы (ранее решения дублировались по всем поселениям).

3.
Консолидация финансовых и кадровых ресурсов (вместо бюджетов района и поселений — один бюджет; вместо представительных органов района и поселений — один орган; вместо глав района и поселений — один глава; и т. д.; за счет сокращения численности аппарата управления появилась возможность финансового стимулирования специалистов узкого профиля, что повысило эффективность работы муниципалитетов и позволило привлечь в новые администрации квалифицированных специалистов).

4.
Повышение эффективности работы аппарата управления (меньше расходов на программное обеспечение, содержание сайтов, услуги программистов, расходов, связанных с проведением выборов и др.).

5.
Формирование единых документов территориального планирования (один генеральный план, одни правила землепользования и застройки, единое архитектурно-­строительное управление с едиными НПА).

6.
Единый подход к налогообложению, единые тарифы на услуги ЖКХ, на услуги транспорта.

7.
Более эффективное использование бюджетных средств (особенно это отражается в участии в региональных и федеральных программах — ранее бюджеты поселений необходимо было увязывать с бюджетом района, подписывать соглашения о выделении субсидий, одновременно вносить изменения в бюджеты).

8.
Увеличение исполнения надлежащим образом полномочий органов местного самоуправления. Ранее из-за ограничения в численности муниципальных служащих, особенно в поселениях (численность в среднем 6 человек: глава поселения, финансист, бухгалтер, главный специалист, секретарь, водитель) часть полномочий исполнялись номинально. Основными полномочиями для сельских поселений являлись: принятие необходимых НПА, исполнение бюджетов, частично, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, работы по очистке дорог и исполнение предписаний, выданных надзорными органами.

В заключение следует отметить, что высокая эффективность проделанных преобразований, а также плавность процесса перехода на одноуровневую систему местного самоуправления стала возможной благодаря совместным усилиям всех региональных органов власти, а также Управления Минюста по Кузбассу, Прокуратуры Кузбасса и Совета муниципальных образований Кузбасса. Для преобразованных территорий были разработаны модельные документы, в частности устав муниципального округа, подготовленный совместными усилиями Управления Минюста по Кузбассу, Прокуратуры Кузбасса, Парламента Кузбасса и Совета муниципальных образований Кузбасса. Органы государственной власти региона, а также исполком Совета муниципальных образований Кузбасса оказывали оперативную консультативную помощь муниципалитетам при возникновении проблемных вопросов. Все это способствует качественному переходу на новую модель муниципального устройства региона.


Владислав ОВЧИННИКОВ
исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Кемеровской области — Кузбасса»

Арина БЕНЕДИСЮК
юрисконсульт Ассоциации «Совет муниципальных образований Кемеровской области — Кузбасса»