Государственный адресный реестр — это государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.
ФИАС — федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
Представители органов местного самоуправления работают на внутреннем портале федеральной информационной адресной системы.
ФИАС — федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
Представители органов местного самоуправления работают на внутреннем портале федеральной информационной адресной системы.
Пользовательские задания и оповещения
Для удобства на внутреннем портале ФИАС существует система пользовательских заданий и оповещений по всем основным функционалам (адресные заявки, уведомления о несоответствии/отсутствии, заявления на присвоение/аннулирование, заявки на изменение регистрационных сведений в ФИАС).
Пользовательское задание — это задание на рассмотрение и обработку заявки или уведомления, или заявления в рамках определенного функционала с зафиксированным сроком исполнения. Пользовательское задание создается в системе автоматически при появлении уведомления или заявления, по которому ожидается действие от органов местного самоуправления. Закрывается пользовательское задание тоже автоматически, как только ожидаемое действие будет исполнено.
Пользовательские задания доступны на Доске пользовательских заданий в ЛК пользователя ФИАС и на главной странице портала в правой ее части.
Каждое пользовательское задание содержит номер заявления или уведомления, по нажатию на который осуществляется переход к соответствующему журналу с предустановленным фильтром по номеру.
Написание адреса
Согласно пункту 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 443-ФЗ), адрес — это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента улично- дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно- цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Пунктом 47 Постановления Правительства Р Ф от 19.11.20 214 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулировании адресов» (далее — Правила присвоения адресов) в нормативном документе на присвоение, на редактирование или на аннулирование адресообразующих элементов или объектов адресации в структуре адреса обязательно нужно указывать в начале адреса наименование страны — Российская Федерация. Адреса в нормативном документе должны указываться только в муниципальном делении.
При указании в нормативном правовом акте типов адресообразующих элементов и типов объектов адресации при написании адреса нужно обязательно руководствоваться Приказом Министерства финансов РФ от 05.11.2015 № 171н «Об утверждении перечня элементов планировочной структуры, элементов улично- дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и правил сокращенного наименования адресообразующих элементов».
Правила написания наименований элементов планировочной структуры и элементов улично- дорожной сети указаны в пунктах 54−60 Правил присвоения адресов.
Правила написания номерной части объектов адресации указаны в пунктах 61−63 Правил присвоения адресов.
Порядок присвоения адресов адресообразующим элементам
В государственный адресный реестр органы местного самоуправления могут внести следующие адресообразующиеся элементы: элементы планировочной структуры и элементы улично- дорожной сети.
Согласно пункту 12 Правил присвоения адресов, при добавлении адресообразующих элементов в государственный адресный реестр органы местного самоуправления издают нормативный документ — о присвоении наименования адресообразующего элемента, либо о присвоении наименования элементу планировочной структуры, либо о присвоении наименования элементу улично- дорожной сети.
В нормативном правовом акте о присвоении наименования элементу планировочной структуры прописывается «Присвоить наименование элементу планировочной структуры где указывается: Российская Федерация, Красноярский край, наименование муниципального района или городского округа, или муниципального округа, наименование городского или сельского поселения, наименование населенного пункта (если элемент планировочной структуры расположен в населенном пункте), тип и наименование элемента планировочной структуры.
Для удобства на внутреннем портале ФИАС существует система пользовательских заданий и оповещений по всем основным функционалам (адресные заявки, уведомления о несоответствии/отсутствии, заявления на присвоение/аннулирование, заявки на изменение регистрационных сведений в ФИАС).
Пользовательское задание — это задание на рассмотрение и обработку заявки или уведомления, или заявления в рамках определенного функционала с зафиксированным сроком исполнения. Пользовательское задание создается в системе автоматически при появлении уведомления или заявления, по которому ожидается действие от органов местного самоуправления. Закрывается пользовательское задание тоже автоматически, как только ожидаемое действие будет исполнено.
Пользовательские задания доступны на Доске пользовательских заданий в ЛК пользователя ФИАС и на главной странице портала в правой ее части.
Каждое пользовательское задание содержит номер заявления или уведомления, по нажатию на который осуществляется переход к соответствующему журналу с предустановленным фильтром по номеру.
Написание адреса
Согласно пункту 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 443-ФЗ), адрес — это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента улично- дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно- цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Пунктом 47 Постановления Правительства Р Ф от 19.11.20 214 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулировании адресов» (далее — Правила присвоения адресов) в нормативном документе на присвоение, на редактирование или на аннулирование адресообразующих элементов или объектов адресации в структуре адреса обязательно нужно указывать в начале адреса наименование страны — Российская Федерация. Адреса в нормативном документе должны указываться только в муниципальном делении.
При указании в нормативном правовом акте типов адресообразующих элементов и типов объектов адресации при написании адреса нужно обязательно руководствоваться Приказом Министерства финансов РФ от 05.11.2015 № 171н «Об утверждении перечня элементов планировочной структуры, элементов улично- дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и правил сокращенного наименования адресообразующих элементов».
Правила написания наименований элементов планировочной структуры и элементов улично- дорожной сети указаны в пунктах 54−60 Правил присвоения адресов.
Правила написания номерной части объектов адресации указаны в пунктах 61−63 Правил присвоения адресов.
Порядок присвоения адресов адресообразующим элементам
В государственный адресный реестр органы местного самоуправления могут внести следующие адресообразующиеся элементы: элементы планировочной структуры и элементы улично- дорожной сети.
Согласно пункту 12 Правил присвоения адресов, при добавлении адресообразующих элементов в государственный адресный реестр органы местного самоуправления издают нормативный документ — о присвоении наименования адресообразующего элемента, либо о присвоении наименования элементу планировочной структуры, либо о присвоении наименования элементу улично- дорожной сети.
В нормативном правовом акте о присвоении наименования элементу планировочной структуры прописывается «Присвоить наименование элементу планировочной структуры где указывается: Российская Федерация, Красноярский край, наименование муниципального района или городского округа, или муниципального округа, наименование городского или сельского поселения, наименование населенного пункта (если элемент планировочной структуры расположен в населенном пункте), тип и наименование элемента планировочной структуры.
Согласно позиции ФНС России, нельзя в наименовании элемента планировочной структуры указывать наименование объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) (за исключением монастырей), категории земель («сельскохозяйственные земли», «земли населенных пунктов»), кладбище, скотомогильники, заводы/фабрики, линейные объекты, наименования юридических лиц, типы элементов планировочной структуры, типы элементов улично- дорожной сети, типы объектов адресации, а также слова: ж/д, железнодорожный (ая), озеро, река, пруд, водоем, берег реки, берег озера.
Размещение в государственном адресном реестре сведений об адресах, содержащих слова «воинская часть», «вой сковая часть», «в/ч» не допускается, так как содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией. В этой связи размещение в государственном адресном реестре сведений об адресах, содержащих слова «воинская часть», «вой сковая часть», «в/ч», может повлечь нарушение пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне».
При добавлении в государственный адресный реестр элементов планировочной структуры в ФИАС используются режимы «Добавить элемент планировочной структуры» и «Групповое добавление».
Если элемент планировочной структуры расположен за чертой населенного пункта, то в ФИАС в блоке «ГАР» осуществляется следующий выбор родительского объекта (пример для сельских поселений): Красноярский край, муниципальный район, сельское поселение и выбирается справа действие — добавить элемент планировочной структуры. В этом случае при создании заявки код ОКТМО должен быть восьмизначным, а код ОКАТО должен быть одиннадцатизначным и на конце должно быть три нуля.
Если элемент планировочной структуры расположен в черте населенного пункта, то в ФИАС в блоке «ГАР» осуществляется следующий выбор родительского объекта (пример для сельских поселений): Красноярский край, муниципальный район, сельское поселение, населенный пункт и выбирается справа действие — добавить элемент планировочной структуры. В этом случае при создании заявки коды ОКТМО и ОКАТО должны быть населенного пункта (одиннадцатизначными).
Для направления адресной заявки на рассмотрение оператору ФИАС необходимо нажать кнопку «Отправить на рассмотрение». Кнопка «Сохранить» позволяет сохранить адресную заявку в статусе «Ввод данных». Адресная заявка в статусе «Ввод данных» доступна для редактирования и последующей отправки на рассмотрение и согласование оператору ФИАС.
В нормативном правовом акте о присвоении наименования элементу улично- дорожной сети прописываете «Присвоить наименование элементу улично- дорожной сети», где указываете: Российская Федерация, Красноярский край, наименование муниципального района или городского округа, или муниципального округа, наименование городского или сельского поселения, наименование населенного пункта и (или) тип и наименование элемента планировочной структуры, тип и наименование элемента улично- дорожной сети.
В настоящее время тип «километр» в ФИАС относится к актуальным типам адресообразующих элементов.
В наименовании элемента порядковое числительное указывается в начале наименования элемента улично- дорожной сети с использованием арабских цифр и дополнением буквы (букв) грамматического окончания через дефис (пункт 56 Правил присвоения адресов).
При добавлении в государственный адресный реестр элементов улично- дорожной сети в ФИАС используются режимы: «Добавить элемент улично- дорожной сети» и «Групповое добавление».
При добавлении элемента улично- дорожной сети в ФИАС в блоке «ГАР» осуществляется один из следующих выборов родительского объекта (пример для сельских поселений):
Порядок присвоения адресов объектам адресации
Присвоение адреса или аннулирование адреса относится к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется проактивно (если заявление от физического лица или юридического лица не поступало). Возложение обязанности по инициации процедуры присвоения адреса или аннулирования его адреса на собственника объекта недвижимости противоречит положениям пункта 7 Правил присвоения адресов и в целом концепции ведения государственного адресного реестра.
Согласно пункту 20 Правил присвоения адресов, при добавлении объектов адресации в государственный адресный реестр органы местного самоуправления издают нормативный документ — о присвоении адреса объекту адресации.
В нормативном правовом акте о присвоении адреса объекту адресации прописываете «Присвоить адрес объекту адресации», где указываете: Российская Федерация, Красноярский край, наименование муниципального района или городского округа или муниципального округа, наименование городского или сельского поселения, наименование населенного пункта и (или) тип и наименование элемента планировочной структуры и (или) тип и наименование элемента улично- дорожной сети, тип и номер объекта адресации.
При добавлении в государственный адресный реестр элементов планировочной структуры в ФИАС используются режимы «Добавить элемент планировочной структуры» и «Групповое добавление».
Если элемент планировочной структуры расположен за чертой населенного пункта, то в ФИАС в блоке «ГАР» осуществляется следующий выбор родительского объекта (пример для сельских поселений): Красноярский край, муниципальный район, сельское поселение и выбирается справа действие — добавить элемент планировочной структуры. В этом случае при создании заявки код ОКТМО должен быть восьмизначным, а код ОКАТО должен быть одиннадцатизначным и на конце должно быть три нуля.
Если элемент планировочной структуры расположен в черте населенного пункта, то в ФИАС в блоке «ГАР» осуществляется следующий выбор родительского объекта (пример для сельских поселений): Красноярский край, муниципальный район, сельское поселение, населенный пункт и выбирается справа действие — добавить элемент планировочной структуры. В этом случае при создании заявки коды ОКТМО и ОКАТО должны быть населенного пункта (одиннадцатизначными).
Для направления адресной заявки на рассмотрение оператору ФИАС необходимо нажать кнопку «Отправить на рассмотрение». Кнопка «Сохранить» позволяет сохранить адресную заявку в статусе «Ввод данных». Адресная заявка в статусе «Ввод данных» доступна для редактирования и последующей отправки на рассмотрение и согласование оператору ФИАС.
В нормативном правовом акте о присвоении наименования элементу улично- дорожной сети прописываете «Присвоить наименование элементу улично- дорожной сети», где указываете: Российская Федерация, Красноярский край, наименование муниципального района или городского округа, или муниципального округа, наименование городского или сельского поселения, наименование населенного пункта и (или) тип и наименование элемента планировочной структуры, тип и наименование элемента улично- дорожной сети.
В настоящее время тип «километр» в ФИАС относится к актуальным типам адресообразующих элементов.
В наименовании элемента порядковое числительное указывается в начале наименования элемента улично- дорожной сети с использованием арабских цифр и дополнением буквы (букв) грамматического окончания через дефис (пункт 56 Правил присвоения адресов).
При добавлении в государственный адресный реестр элементов улично- дорожной сети в ФИАС используются режимы: «Добавить элемент улично- дорожной сети» и «Групповое добавление».
При добавлении элемента улично- дорожной сети в ФИАС в блоке «ГАР» осуществляется один из следующих выборов родительского объекта (пример для сельских поселений):
- Красноярский край, муниципальный район, сельское поселение, населенный пункт и выбрать справа действие — добавить элемент улично- дорожной сети;
- Красноярский край, муниципальный район, сельское поселение, населенный пункт, элемент планировочной структуры и выбрать справа действие — добавить элемент улично- дорожной сети;
- Красноярский край, муниципальный район, сельское поселение, элемент планировочной структуры и выбрать справа действие — добавить элемент улично- дорожной сети.
Порядок присвоения адресов объектам адресации
Присвоение адреса или аннулирование адреса относится к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется проактивно (если заявление от физического лица или юридического лица не поступало). Возложение обязанности по инициации процедуры присвоения адреса или аннулирования его адреса на собственника объекта недвижимости противоречит положениям пункта 7 Правил присвоения адресов и в целом концепции ведения государственного адресного реестра.
Согласно пункту 20 Правил присвоения адресов, при добавлении объектов адресации в государственный адресный реестр органы местного самоуправления издают нормативный документ — о присвоении адреса объекту адресации.
В нормативном правовом акте о присвоении адреса объекту адресации прописываете «Присвоить адрес объекту адресации», где указываете: Российская Федерация, Красноярский край, наименование муниципального района или городского округа или муниципального округа, наименование городского или сельского поселения, наименование населенного пункта и (или) тип и наименование элемента планировочной структуры и (или) тип и наименование элемента улично- дорожной сети, тип и номер объекта адресации.
Понятие «почтовый адрес» не применимо к законодательству в области адресных правоотношений. По адресным заявкам будет отказано в рассмотрении на региональном уровне, если в нормативных документах будет указано о присвоении почтового адреса (за исключением случаев, когда документ о присвоении/изменении/аннулировании адреса был принят до вступления в силу Правил присвоения адресов, то есть до 25.12.2015).
В соответствии с пунктом 8 раздела I Правил присвоения адресов присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случае подготовки документации по планировке территории, в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В отношении зданий (строений), сооружений, в том числе строительство которых не завершено, присвоение объекту адресации адреса осуществляется в случае выдачи (получения) разрешения на строительство или направления уведомления о соответствии, указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет не является обязательным условием для присвоения такому объекту недвижимости адреса.
Если в ФИАС при создании заявки на добавление адреса был выбран флаг «Нет КН», отобразится всплывающее окно «Отсутствие кадастрового номера» с сообщением: «Нажимая на данную галочку Вы, как представитель ОМСУ, подтверждаете, что присвоение адреса осуществляется в отношении не поставленного на государственный кадастровый учет объекта недвижимости». В случае, если адрес присваивается объекту недвижимости, поставленному на государственный кадастровый учет, заполнение поля «кадастровый номер» является обязательным.
Если кадастровый номер у адресных объектов не соответствует требованиям для кадастровый номеров (некорректный), то такие кадастровые номера не добавляются в государственный адресный реестр. Кадастровый номер считается корректным, если состоит из арабских цифр и знаков двоеточия, начинается и заканчивается цифрой, а также не имеет двух знаков двоеточия подряд.
При добавлении в государственный адресный реестр адресных объектов в ФИАС используются режимы: «добавить здание (строение), сооружение», «добавить земельный участок» и «Групповое добавление».
При присвоении адресов объектам капитального строительства важно применять следующее:
Постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет не является обязательным условием для присвоения такому объекту недвижимости адреса.
Если в ФИАС при создании заявки на добавление адреса был выбран флаг «Нет КН», отобразится всплывающее окно «Отсутствие кадастрового номера» с сообщением: «Нажимая на данную галочку Вы, как представитель ОМСУ, подтверждаете, что присвоение адреса осуществляется в отношении не поставленного на государственный кадастровый учет объекта недвижимости». В случае, если адрес присваивается объекту недвижимости, поставленному на государственный кадастровый учет, заполнение поля «кадастровый номер» является обязательным.
Если кадастровый номер у адресных объектов не соответствует требованиям для кадастровый номеров (некорректный), то такие кадастровые номера не добавляются в государственный адресный реестр. Кадастровый номер считается корректным, если состоит из арабских цифр и знаков двоеточия, начинается и заканчивается цифрой, а также не имеет двух знаков двоеточия подряд.
При добавлении в государственный адресный реестр адресных объектов в ФИАС используются режимы: «добавить здание (строение), сооружение», «добавить земельный участок» и «Групповое добавление».
При присвоении адресов объектам капитального строительства важно применять следующее:
1.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил присвоения адресов, не являются объектами адресации линейные объекты и объекты некапитального строительства.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения капитального строительства.
Согласно пункту 10.2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, некапитальные строения, сооружения — это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей, и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Также к объектам капитального строительства не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 28 статьи 1 Гражданского кодекса РФ определено, что элементы благоустройства — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
На основании вышеизложенного не являются объектами адресации, помимо линейных и некапитальных объектов: газопроводы, нефтепроводы, трансформаторные подстанции, газовые подстанции, насосные станции, коллекторы, сети канализации, водонапорные башни, железнодорожные тупики, посадочные платформы, причалы, башни сотовой связи, колонки, колодца, скважины, водоочистные сооружения, мосты, столбы, эстакады, ограждения, заграждения, элементы благоустройства территории, бетонные дорожки, каналы, комплексы АЗС, водостоки, тротуары, пруды и другие подобные сооружения.
Также не являются объектами адресации сооружения, если в проекте планировки территории прописан магистральный нефтепровод, куста скважин, но при этом объект является площадным.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил присвоения адресов, не являются объектами адресации линейные объекты и объекты некапитального строительства.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения капитального строительства.
Согласно пункту 10.2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, некапитальные строения, сооружения — это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей, и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Также к объектам капитального строительства не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 28 статьи 1 Гражданского кодекса РФ определено, что элементы благоустройства — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
На основании вышеизложенного не являются объектами адресации, помимо линейных и некапитальных объектов: газопроводы, нефтепроводы, трансформаторные подстанции, газовые подстанции, насосные станции, коллекторы, сети канализации, водонапорные башни, железнодорожные тупики, посадочные платформы, причалы, башни сотовой связи, колонки, колодца, скважины, водоочистные сооружения, мосты, столбы, эстакады, ограждения, заграждения, элементы благоустройства территории, бетонные дорожки, каналы, комплексы АЗС, водостоки, тротуары, пруды и другие подобные сооружения.
Также не являются объектами адресации сооружения, если в проекте планировки территории прописан магистральный нефтепровод, куста скважин, но при этом объект является площадным.
2.
В пункте 3 статьи 5 Федерального закона № 443-ФЗ указано, что за присвоение, изменение, аннулирование адресов объектов адресации, а также за размещение адресов в государственном адресном реестре отвечают органы местного самоуправления. Законодательством Росреестр не наделен вышеуказанными полномочиями.
В этой связи у разных объектов (с разными кадастровыми номерами и (или) площадью) в Едином государственном реестре недвижимости может быть указан один и тот же адрес (местоположение) объекта недвижимости.
Согласно подпункту а) пункта 3 Правил присвоения адресов, один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации.
Примеры: По улице Заводская на земельном участке 2А расположен жилой дом, то адрес земельного участка будет: ул. Заводская, земельный участок 2А, а адрес дома: ул. Заводская, дом 2А.
По улице Заводская на земельном участке 2А расположены жилой дом и нежилое здание, то адрес земельного участка будет: ул. Заводская, земельный участок 2А, адрес жилого дома: ул. Заводская, дом 2А, а адрес нежилого здания — ул. Заводская, здание 2А.
Если в Едином государственном реестре недвижимости у жилого дома и детского сада с разными кадастровыми номерами указано одно и тоже местонахождение, то нужно сначала выяснить в границах каких земельных участках расположены данные объекты. Жилой дом и детский сад, как правило, расположены на разных земельных участках. Поэтому и адреса жилого дома и детского сада будут разные.
В пункте 3 статьи 5 Федерального закона № 443-ФЗ указано, что за присвоение, изменение, аннулирование адресов объектов адресации, а также за размещение адресов в государственном адресном реестре отвечают органы местного самоуправления. Законодательством Росреестр не наделен вышеуказанными полномочиями.
В этой связи у разных объектов (с разными кадастровыми номерами и (или) площадью) в Едином государственном реестре недвижимости может быть указан один и тот же адрес (местоположение) объекта недвижимости.
Согласно подпункту а) пункта 3 Правил присвоения адресов, один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации.
Примеры: По улице Заводская на земельном участке 2А расположен жилой дом, то адрес земельного участка будет: ул. Заводская, земельный участок 2А, а адрес дома: ул. Заводская, дом 2А.
По улице Заводская на земельном участке 2А расположены жилой дом и нежилое здание, то адрес земельного участка будет: ул. Заводская, земельный участок 2А, адрес жилого дома: ул. Заводская, дом 2А, а адрес нежилого здания — ул. Заводская, здание 2А.
Если в Едином государственном реестре недвижимости у жилого дома и детского сада с разными кадастровыми номерами указано одно и тоже местонахождение, то нужно сначала выяснить в границах каких земельных участках расположены данные объекты. Жилой дом и детский сад, как правило, расположены на разных земельных участках. Поэтому и адреса жилого дома и детского сада будут разные.
3.
В государственный адресный реестр вносятся все объекты капитального строительства, являющиеся объектами адресации, в том числе бани, гаражи, сараи, летние кухни, туалеты, теплицы.
В случаях, когда на одном земельном участке расположены более одного здания (строения), сооружения (дом, гостевой дом, баня, сарай, гараж), то в структуру адреса таких зданий (строений), сооружений включается дополнительный тип адресного элемента «здание (сооружение)».
Например: на земельном участке № 5 расположены: дом, гостевой дом, баня, сарай. В данном случае номерная часть у этих объектов капитального строительства будет следующая:
для дома — дом 5;
для гостевого дома — дом 5 строение 1
для бани — дом 5 строение 2;
для сарая — дом 5 строение 3.
В связи с тем, что на одном земельном участке могут располагаться несколько объектов капитального строительства, поэтому количество зданий (строений), сооружений, внесенных в государственный адресный реестр и количество земельных участков, внесенных в государственный адресный реестр, не будет одинаковым.
Согласно пункту 9 Правил присвоения адресов, при присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, номерная часть таких адресов должна соответствовать номерной части адресов земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения.
Например: на земельном участке 9А расположен дом. В этом случае номерная часть у дома будет 9А. Или на земельном участке 15/1 расположено нежилое здание. В этом случае номерная часть у здания будет 15/1.
Выбор и сохранение в ФИАС флага «МКД» доступно только для зданий (строений), сооружений с типом «Дом».
В настоящее время тип «гараж» в ФИАС системе относится к актуальным типам объектов адресации.
При присвоении адресов земельным участкам важно применять следующее:
Согласно подпункту в) пункта 49 Правил присвоения адресов, в нормативном правовом акте на присвоении адреса земельному участку обязательно в адресе указываете — земельный участок и номер земельного участка.
Исходя из положений пункта 5 Правил присвоения адресов, объектом адресации является земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов и (или) предназначенный для размещения на нем объектов капитального строительства. То есть, если на земельном участке предусмотрено размещение объектов капитального строительства, но при этом на нем еще нет объектов капитального строительства, то такому земельному участку присваивается адрес и адресный объект добавляется в государственный адресный реестр. Поэтому количество земельных участков, внесенных в государственный адресный реестр и количество зданий (строений), сооружений, внесенных в государственный адресный реестр, не будет одинаковым.
Согласно позиции ФНС России, в отношении поставленного на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, являющегося объектом адресации, в связи с отсутствием в Едином государственно реестре недвижимости информации об описании местоположения такого объекта недвижимости посредством координат характерных точек такого объекта недвижимости, правовых оснований у органов местного самоуправления для отказа в присвоении адреса не имеется. Органам местного самоуправления рекомендуется в отношении таких объектов адресации обратиться в Росреестр для уточнения границ земельного участка.
Земельный участок как единое землепользование, то есть как единый объект недвижимости, не является объектом адресации и присвоение адреса такому объекту не требуется.
В государственный адресный реестр вносятся все объекты капитального строительства, являющиеся объектами адресации, в том числе бани, гаражи, сараи, летние кухни, туалеты, теплицы.
В случаях, когда на одном земельном участке расположены более одного здания (строения), сооружения (дом, гостевой дом, баня, сарай, гараж), то в структуру адреса таких зданий (строений), сооружений включается дополнительный тип адресного элемента «здание (сооружение)».
Например: на земельном участке № 5 расположены: дом, гостевой дом, баня, сарай. В данном случае номерная часть у этих объектов капитального строительства будет следующая:
для дома — дом 5;
для гостевого дома — дом 5 строение 1
для бани — дом 5 строение 2;
для сарая — дом 5 строение 3.
В связи с тем, что на одном земельном участке могут располагаться несколько объектов капитального строительства, поэтому количество зданий (строений), сооружений, внесенных в государственный адресный реестр и количество земельных участков, внесенных в государственный адресный реестр, не будет одинаковым.
Согласно пункту 9 Правил присвоения адресов, при присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, номерная часть таких адресов должна соответствовать номерной части адресов земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения.
Например: на земельном участке 9А расположен дом. В этом случае номерная часть у дома будет 9А. Или на земельном участке 15/1 расположено нежилое здание. В этом случае номерная часть у здания будет 15/1.
Выбор и сохранение в ФИАС флага «МКД» доступно только для зданий (строений), сооружений с типом «Дом».
В настоящее время тип «гараж» в ФИАС системе относится к актуальным типам объектов адресации.
При присвоении адресов земельным участкам важно применять следующее:
Согласно подпункту в) пункта 49 Правил присвоения адресов, в нормативном правовом акте на присвоении адреса земельному участку обязательно в адресе указываете — земельный участок и номер земельного участка.
Исходя из положений пункта 5 Правил присвоения адресов, объектом адресации является земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов и (или) предназначенный для размещения на нем объектов капитального строительства. То есть, если на земельном участке предусмотрено размещение объектов капитального строительства, но при этом на нем еще нет объектов капитального строительства, то такому земельному участку присваивается адрес и адресный объект добавляется в государственный адресный реестр. Поэтому количество земельных участков, внесенных в государственный адресный реестр и количество зданий (строений), сооружений, внесенных в государственный адресный реестр, не будет одинаковым.
Согласно позиции ФНС России, в отношении поставленного на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, являющегося объектом адресации, в связи с отсутствием в Едином государственно реестре недвижимости информации об описании местоположения такого объекта недвижимости посредством координат характерных точек такого объекта недвижимости, правовых оснований у органов местного самоуправления для отказа в присвоении адреса не имеется. Органам местного самоуправления рекомендуется в отношении таких объектов адресации обратиться в Росреестр для уточнения границ земельного участка.
Земельный участок как единое землепользование, то есть как единый объект недвижимости, не является объектом адресации и присвоение адреса такому объекту не требуется.
Основные ошибки, допускаемые органами местного самоуправления при размещении адресных заявок в ФИАС:
Здесь вы можете ознакомиться с порядком присвоения адресов объектам адресации, расположенным вне границ населенного пункта, порядком изменения адресов объектов адресации, порядком аннулирования адресов объектов адресации, муниципальной услуге, работе с уведомлениями о несоответствии (отсутствии) в ГАР.
Также доступна запись вебинара
- адрес в заявке не соответствует адресу в нормативном документе;
- неверно выбран тип документа. Технический документ используется при изменении кодов ОКТМО, ОКАТО, кадастрового номера, в остальных случаях используется нормативный документ;
- документ не является основанием для изменения кода ОКАТО. Изменение кода ОКАТО осуществляется на основании Постановления Госстандарта России № 413 от 31.07.1995.
- документ не является основанием для изменения кода ОКТМО. Изменение кода ОКТМО осуществляется на основании Приказа Росстандарта России № 159‑ст от 14.06.2013.
- в нормативном документе в структуре адреса земельного участка отсутствует тип «земельный участок»;
- реквизиты документа в заявке не соответствуют реквизитам приложенного нормативного документа;
- некорректная номерная часть адреса (нарушение пункта 61 Правил присвоения адресов). Согласно пункту 61 Правил присвоения адресов, в структуре адресации для нумерации объектов адресации используется целое и (или) дробное числительное, за исключением арабской цифры «0», с добавлением буквенного индекса (при необходимости). При формировании номерной части адреса используются арабские цифры и при необходимости буквы русского алфавита, за исключением букв «ё», «з», «й», «ъ», «ы» и «ь», а также символ «/» — косая черта;
- отсутствует решение об уточнении сведений, содержащихся в ГАР;
- использование в адресе слов-ориентиров (вблизи, около, у (в районе) чего‑либо, рядом, возле, между, недалеко, левее, правее и т. д.) не допускается;
- при наличии в муниципальном образовании (для объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов) или населенном пункте развитой планировочной структуры и (или) улично- дорожной сети присвоение адреса объекту адресации без указания на определенный ЭПС и (или) ЭУДС не допускается.
Здесь вы можете ознакомиться с порядком присвоения адресов объектам адресации, расположенным вне границ населенного пункта, порядком изменения адресов объектов адресации, порядком аннулирования адресов объектов адресации, муниципальной услуге, работе с уведомлениями о несоответствии (отсутствии) в ГАР.
Также доступна запись вебинара
Татьяна БУГАЕВА
старший государственный налоговый инспектор отдела налогообложения имущества Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю
старший государственный налоговый инспектор отдела налогообложения имущества Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю